«Врач — пациент»: формула успеха в лечебном процессе №2(104), 2020 год
— Какие задачи вам кажутся главными из кабинета руководителя лечебного учреждения?
— Я несу персональную ответственность за формирование пациентоориентированного подхода в оказании медицинской помощи населению. Из чего состоит этот процесс? Ключевые моменты: культивация соответствующих коммуникационных навыков у всех без исключения сотрудников; организация системного подхода к диагностике и лечению по принципам целостной медицины, иными словами, развитие способностей врача и возможностей клиники лечить пациента со всеми сопутствующими заболеваниями; внедрение командного подхода в решение комплекса задач, обеспечение эффективного взаимодействия всех со всеми; активное вовлечение сотрудников в их собственное развитие, образование и построение карьеры.
Как всё это сделать? Мой принцип таков: начните с себя! Демонстрируйте свои способности к функционированию в условиях изменений! Личный пример — лучший способ увлечь других. Организуйте для сотрудников процесс непрерывного развития навыков и компетенций, направленных на пациентоориентированность. Для этого не нужны глобальные обучающие программы. Делитесь имеющейся у вас информацией и лучшими практиками в рамках регулярных совещаний. Организуйте вебинары, воркшопы, тренируйте умение выявлять доминирующие потребности пациентов, отрабатывайте сценарии разрешения конфликтных ситуаций и т.д.
Хорошо бы создать мотивационную программу, направленную на поощрение тех сотрудников, которые демонстрируют способность к эмпатии. Самое важное: в процесс формирования пациентоориентированного подхода должны быть вовлечены буквально все работники медицинского учреждения: клинические, параклинические службы, технический персонал, сотрудники контакт-центра, службы безопасности и др. Только в этом случае процесс будет организован эффективно.
Подытожу: формирование команды «врач — пациент», объединённой целью победить болезнь, — это наилучшая формула успеха в любом лечебном процессе. Традиционно врач больше фокусируется на диагностике и лечении заболевания, нежели на учёте предпочтений и ожиданий пациента, его потребностей и ценностей. Система оказания медицинской помощи населению, где пациент стоит в центре, а медицинский работник и организация действуют исключительно в его интересах, — это и есть тот образцовый процесс взаимодействия между больным и врачом, развитие которого следует поощрять во всех звеньях здравоохранения.
Если смотреть на проблему шире, то я разделяю мнение многих экспертов: современному здравоохранению не хватает менеджеров, способных обеспечить координацию работы всех участников процесса оказания медицинской помощи. Эффективный менеджер должен повышать жизнеспособность самой организации, создавать привлекательные условия труда, стимулировать сотрудников к достижению поставленных целей. Этот процесс обязательно должен включать мотивирование граждан к личной ответственности за своё здоровье, профилактике и ранней диагностике заболеваний, лидирующих в причинах смертности трудоспособного населения. Всё это можно описать одним термином: многозадачность. А качественное выполнение работы в условиях многозадачности возможно только при использовании командного подхода.
Что конкретно необходимо сделать? Создать систему регулярной объективной оценки управленческих навыков и лидерских компетенций действующих руководителей и тех, кто готов стать ими в будущем. По результатам оценки активно вовлекать специалистов в повышение ими уровня своих компетенций, требующих, как сейчас модно говорить, прокачки. Также необходимо повсеместно внедрять процесс менторинга, или наставничества, на всех уровнях как самый быстрый способ развития управленческих способностей.
Печатный доставка / самовывоз
Цифровой интерактивная версия
Мобильный Apple / Android
С дополненной реальностью бесплатное приложение ScanAR