Онкология — это всегда коллегиальное решение №2(104), 2020 год
— Наш проект называется «Информационная поддержка пациентов онкологического профиля». Его главная цель — повысить информированность населения в рамках борьбы с онкологическими заболеваниями, в частности колоректальным раком. Раннее выявление болезни не всегда возможно из-за недостаточной социальной ответственности людей, которая зачастую объясняется простым отсутствием информации. Разработанные сотрудниками онкологического отделения брошюры и буклеты дают людям возможность понять: «как это произошло», «что дальше» и «всё ли будет хорошо». Первым шагом стало создание пособия по правильному питанию онкологических пациентов. Мастер-класс на эту тему, проведённый во Всемирный день борьбы с онкологическими заболеваниями, сблизил врачей и пациентов, однако из-за эпидемии коронавируса большая часть материалов стала размещаться на специальном сайте, программу «живых» мастер-классов временно пришлось приостановить. Сайт постоянно обновляется, причём все материалы сопровождаются QR-кодом для более быстрого доступа с мобильных устройств.
Повышение информированности пациентов, на мой взгляд, является одной из основных составляющих понятия «пациентоориентированность» — это позволяет передать знания от врача к пациенту и обеспечить ему новые ресурсы для борьбы с болезнью. В онкологии очень многое зависит от успешной коллегиальной работы большой группы специалистов. Сейчас в нашей отрасли отсутствует служба независимой оценки работы рентгенодиагностики, патоморфологической службы, хирургов, анестезиологов — каждый действует, скорее, интуитивно, исходя из своих умений и предпочтений. На мой взгляд, оценке результатов работы каждого из звеньев в цепочке помощи онкологическому больному следует придать большее значение. Для этого надо принять целый ряд мер: создать базу данных оперативных вмешательств; полностью оцифровать результаты работы МРТ/РКТ/ПЭТ-КТ-центров (не только государственных, но и частных) и патоморфологической службы; создать группу экспертов — независимых или представляющих головные региональные и федеральные центры, уполномоченных давать оценку, например, заключению исследования операционного материала, описания КТ-исследований, оценивать работу хирурга. Этим может заняться координационный центр, способный обработать возникающий массив данных.
Сложностей будет много, однако мы сможем получить полную базу диагностических данных пациентов и перспективу проведения удалённых консилиумов со специалистами любого уровня. Открытая статистика позволит оперативно реагировать на изменения качественно-количественных показателей, выявлять слабые места в работе медицинских организаций, видеть «выгоревших» сотрудников, наконец, корректировать программы подготовки студентов и ординаторов.
Теперь на тему человеческих ресурсов. Много говорится об острой нехватке врачебных и педагогических кадров. Сюда можно добавить также и экспертов некоммерческих организаций, способных взять на себя контроль над результатами практической деятельности специалистов. В качестве примера можно рассмотреть систему подготовки колоректальных хирургов в Японии, где после прохождения специализации хирург должен представить несколько своих лапароскопических операций, которые оцениваются группой профессионалов. По результатам соискатель получает либо не получает сертификат. Интересно, что колоректальными хирургами становятся 67 % претендентов.
Конкретные шаги: необходимо создать центр подготовки хирургов-онкологов; с одной стороны, нам необходимо разработать не только программу обучения хирургов новым специальностям, но и критерии включения хирургов в такую программу, с другой — разработать программу для наставников-менторов; ввести критерии оценки хирурга для присвоения ему звания специалиста и изменить законодательные акты о порядке выдачи соответствующего сертификата.
Печатный доставка / самовывоз
Цифровой интерактивная версия
Мобильный Apple / Android
С дополненной реальностью бесплатное приложение ScanAR