Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Донорство крови — часть профессионального самовыражения врача №2(104), 2020 год

— Расскажите о наиболее значимом проекте, в котором вам довелось участвовать.

— Для меня как для врача очень важно и приоритетно в профессиональном отношении ежедневно находить и стараться реализовывать новые возможности для улучшения качества и доступности оказания медицинской помощи, создавать благоприятные и реальные условия для ранней диагностики и профилактики заболеваний. И вот, совмещая собственные медицинские знания с административными возможностями декана лечебного факультета одного из самых крупных и брендовых медицинских вузов страны, интеллектуальным потенциалом молодых коллег и опытом старшего поколения, а также постоянно работая с молодёжью, удалось выдвинуть интересную идею. За короткое время она реализовалась в живом проекте по формированию социальной и медицинской ответственности студенческого сообщества, с одной стороны, и закреплению вектора современного, активного и стабильного молодёжного сотрудничества с институтом донорства, с другой.

Проект «Реализация федеральной концепции студенческого донорства в образовательных учреждениях высшего профессионального образования системы Министерства здравоохранения РФ» стартовал в 2013 году и на сегодняшний день является одним из самых масштабных и социально значимых мероприятий университета. Акция, при непосредственном участии начальника лечебного отдела Тиграна Мурадяна и проректора по связям с общественностью и воспитательной работе Георгия Надарейшвили, большой группы волонтёров, проводится не менее двух раз в год. Мы сочли правильным применить недельный период проведения мероприятия, хотя и не без исключений из правила. Например, в апреле 2019 года прошла «Большая неделя донора» в рамках донорского марафона практик «Достучаться до сердец», организованного Московским ресурсным центром по донорству крови и Национальным фондом развития здравоохранения. В рамках программы «Большая неделя донора» приняло участие свыше тысячи человек и было собрано более 400 литров крови. Дополнительно все желающие могли сдавать образцы крови для проведения HLA-типирования и вступления в Регистр потенциальных доноров костного мозга.

— Каким образом ваш проект будет развиваться впредь?

— C учётом печальных событий весны 2020 года, связанных с распространением коронавирусной инфекции, хотелось бы чётко обозначить позицию донорского движения нашего вуза в прямой поддержке пациентов с COVID-19. Мы осуществляем сотрудничество и партнёрство не только внутри нашего вуза, но и на общероссийском уровне (официальный сайт университета, сервис Instagram, социальная сеть ВКонтакте), активно делимся своим опытом создания и развития молодёжного донорского движения напрямую, например в рамках межвузовских встреч представителей Научно-образовательного медицинского кластера Центрального федерального округа «Восточно-европейский». Общепризнанно, что личный пример является лучшим способом презентации и популяризации идеи, поэтому, являясь постоянным и активным донором крови (более десяти донаций за последние пять лет), я способствую увеличению донорского потенциала обучающихся в университете студентов, повышаю «дух соперничества» между уже состоявшимися донорами за возможность допуска «по состоянию здоровья» к кроводаче.

Считаю, что моё персональное участие в проекте как декана самого крупного факультета РНИМУ также сформировало у целевой аудитории в лице профессорско-преподавательского состава узнаваемость нашей кампании, мы достигли высокого уровня престижа и доверия. Проект, который на сегодняшний день приобрёл характер движения, закладывает в сознание будущих врачей базовое представление о прямой связи донорства крови с ведением здорового образа жизни, понятиями морали и социальной ответственности. Другими словами, мы ежедневно доказываем, что никакие религиозные или культурные ценности не могут стать помехой для сдачи крови на добровольной и регулярной основе. Мы верим, что для молодых людей, обучающихся в медицинских вузах, донорство крови станет частью профессионального самовыражения.

— Что следовало бы сделать для улучшения подготовки профессиональных и управленческих кадров отечественной медицины? 

— Постараюсь сформулировать идеи о совершенствовании системы медицинского образования. В моём дипломе по окончании нашего вуза значится «Лечебное дело»; специализаций две: «Дерматовенерология» и «Организация здравоохранения и общественное здоровье». Возглавляю я факультет учреждения высшего образования, поэтому, объединяя общее и узкопрофессиональное, в стремлении изменить ситуацию в медицине и образовании в лучшую сторону, считаю целесообразным сфокусироваться на нескольких ключевых моментах. 

Во-первых, закрепив для всех высших медицинских учреждений только одну из четырёх возможных форм обучения, а именно — очную как единственно возможную, следует вернуться к системе образовательного стандарта с жёстким государственным (не автономным) регламентированием часов, отведённых для каждого изучаемого предмета. С учётом особенностей медицинского образования для меня, как и для части работодателей, становится очевидным недостаточно чёткое понимание роли дисциплин и их необходимого объёма в общей структуре действующей образовательной программы для будущих врачей. Возникает серьёзный риск переоценки или недооценки роли предметов как самими обучающимися, так и обществом в целом. Студенты оказываются не в состоянии эффективно использовать учебное время из-за некорректно запланированной учебной нагрузки. Отмечу, что унифицированный свод правил и методик, единая государственная система управления и общая нормативно-правовая база для высших медицинских образовательных учреждений, подчиняющихся различным учредителям, представляется мне единственно верной стратегией национальной специфики российского образования будущего — с сохранением традиций, преемственности научного знания, но не исключающей её прогрессивного развития. 

Другая, не только медицинская, но и социально важная проблема — это отсутствие временной вариабельности специализированного образования (ординатура) в режиме реальных запросов общества. Если предположить, что продолжительность профессиональной подготовки врача по актуальным в конкретный момент времени областям медицины будет стандартизирована до одного года с максимальным сохранением бюджетного финансирования, то можно практически гарантировать: приток молодых специалистов покроет убыль врачей из тех отраслей здравоохранения, где сохраняется высокая потребность в медицинских кадрах и их дисбаланс — это педиатрия, фтизиатрия, инфекционные болезни, лучевая диагностика. Отдельная важная тема для рассмотрения — воссоздание военных кафедр (создание военных центров) во всех медицинских вузах нашей страны.

Медицину будущего, не важно какой удалённости от сегодняшнего дня, невозможно строить без учёта достижений и ошибок прошлых лет, поэтому изменение образовательных стандартов и повышение статуса молодого специалиста (расширение поля возможностей, финансовая и наставническая поддержка интересных инициатив, создание комфортных условий для профессионального роста) — это драйверные решения в сценарии развития медицины XXI века. Ещё одним стратегическим решением стало бы инициирование активности по созданию рынка независимых платформ для объединения экспертов и лидеров медицинской науки и практики. Одним из ярких и успешных живых российских примеров является Skolkovo Medical Club; в качестве образовательно-коммуникационного IT-проекта смело могу упомянуть ресурс Coursera, основанный профессорами Стэнфордского университета. В мои планы входит создание его русскоязычного медицинского аналога. Также вижу интересную перспективу в объединении, с одной стороны, и сохранении интересов, с другой, государственного и частного медицинских секторов, превращении их из конкурирующих во взаимодействующие кластеры. Для чего это необходимо? Симбиоз государственной и частной медицины может оказать положительное влияние на объём и качество оказываемых медицинских услуг путём расширения географии пунктов лабораторной и инструментальной диагностики, перераспределения возможности оказания услуг по системе ОМС с учётом круглосуточной работы многих коммерческих ЛПУ.

— Какое собственное профессиональное достижение представляется вам наиболее значительным и как вы намерены его развивать?

— Сюда можно причислить создание профессионального коллектива, с которым работаю уже более пяти лет в должности декана «материнского» факультета университета. Это и студенты-первокурсники, и выпускники, и профессорско-преподавательский состав. Думаю, что сохраню объективность и найду поддержку коллег, если скажу, что неплохое знание своего дела, адекватный подход к должностным обязанностям, обоснованность выбранных действий, практический опыт и умение его применять, а также контроль ситуации в зоне своей ответственности позволяют сохранять стабильную рабочую атмосферу и эффективно управлять вверенными мне ресурсами. Для любого факультета высшего образовательного учреждения учебная работа является основным направлением деятельности, поэтому сохранение высокого конкурса при наборе на первый курс, дальнейшее развитие базы теоретических знаний и практических умений обучающихся, обеспечение востребованности и конкурентоспособности наших выпускников являются стратегическими направлениями дальнейшего развития факультета и продвижения его статуса как современного, успешного и перспективного.

ОРИГИНАЛЬНЫЙ ЭКЗЕМПЛЯР ИЗДАНИЯ
Печатный доставка / самовывоз
Цифровой интерактивная версия
Мобильный Apple / Android
С дополненной реальностью бесплатное приложение ScanAR