Задачи модернизации первичного звена здравоохранения: взгляд Профсоюза №8(102), 2019 год
В августе — октябре текущего года президент РФ В.В. Путин провёл ряд совещаний, а также заседание Госсовета по вопросам, связанным с модернизацией первичного звена здравоохранения. Поручения президента Правительству РФ по итогам совещаний направлены на принятие конкретных мер по повышению качества и уровня доступности первичной медико-санитарной помощи гражданам страны, включая кадровое обеспечение здравоохранения.
Читатели журнала «Кто есть кто в медицине», очевидно, знают, что именно наш Профсоюз в течение многих лет бил тревогу по поводу сложившегося кадрового дефицита специалистов, критичность которого является одним из факторов, обусловивших проблемы с обеспечением доступности и качества услуг в сфере здравоохранения. Думаю, не надо много говорить о том, как эта проблема сказывается на пациенте: сроки ожидания приёма, госпитализации; невозможность получить своевременную помощь приближённо к месту проживания, а на приёме — недостаточное внимание врача пациенту, ведь за дверью кабинета — очередь.
А нас, как Профсоюз, в этих условиях беспокоит тема чрезмерной интенсификации труда медработников: когда приходится работать в условиях увеличенного участка, сокращения времени приёма пациентов, сверхнормативного числа коек и т.д. И всё это без должной материальной оценки затраченного труда! Обо всём этом я и хочу поговорить в данной статье.
Уже теперь стало очевидным, что ещё более усугубили эту ситуацию предпринятые в последние годы меры по оптимизации сети учреждений и штатной численности, в основе которых, по сути, лежал поиск необходимых финансовых средств.
Президент страны, обратив внимание на недостатки в ходе предшествующих реорганизаций отрасли, поручил предпринять на всех уровнях целый комплекс мер по решению вопросов территориального размещения медицинских организаций с учётом транспортной доступности для граждан, обеспечения их соответствующей материально-технической базой, актуализации технических требований и нормативов эксплуатации зданий и оборудования.
Принципиально важен и тот факт, что будут разработаны общие требования к структуре и штатам медицинских организаций первичного звена, а также определён максимально допустимый для медицинских работников уровень совместительства.
Постановлением Правительства РФ от 09.10.2019 № 1304, утвердившим принципы модернизации первичного звена здравоохранения, предусмотрено формирование оптимальной организационной и штатной численности медработников, согласование субъектами РФ с Минздравом России показателей штатной численности и нагрузки и их соответствующая корректировка. Предварит эту работу проведение анализа кадрового обеспечения учреждений, реализации на местах штатных нормативов, а также реальной нагрузки специалистов.
Теперь — о наиболее важной, с нашей точки зрения, теме, которая была обсуждена на совещаниях, Госсовете и нашла прямое отражение в поручениях президента и в последующем Постановлении Правительства РФ № 1304.
Это вопросы оплаты труда медицинских работников.
Фактически, президент не только обозначил самые болевые точки в этой сфере, но и определил пути их решения!
Ведь что мы имеем на сегодняшний день и на что Профсоюз постоянно обращал внимание на всех уровнях власти?
Крайне низкий уровень заработной платы, который у подавляющей части медиков принципиально далёк от цифр, озвучиваемых руководителями всех уровней; несовершенство самих систем её исчисления, которые не обеспечивают ни достойный её гарантированный уровень, ни соответствующую компенсацию специфических факторов профессиональной деятельности, ни эффективный механизм стимулирования качества и результатов труда.
По сути, это и есть исходная точка кадровых проблем в отрасли. Именно отсюда — и снижение престижности профессии, что в значительной степени обусловливает нежелание молодых специалистов работать по специальности, и эмоциональное выгорание работающих специалистов, в полной мере ощущающих реальное отсутствие внимания государства к их проблемам.
А фактическое замалчивание на всех уровнях власти этих проблем обусловило нарастание критической массы, которая сегодня выражается как в упомянутой президентом страны оценке граждан, так и в протестных действиях самих медицинских работников.
Всё, о чём я сказал выше, фактически определило замкнутый круг проблем, который можно разорвать только комплексом мер на государственном уровне. И вот сегодня практически все они нашли в той или иной мере отражение на самом высоком уровне — в Поручениях президента страны.
Я позволю себе остановиться на ряде позиций, каждая из которых представляется принципиально важной и в полной мере отвечает требованиям Профсоюза.
Напомню читателям журнала, что в течение многих лет после отмены Единой тарифной сетки одним из основных требований ЦК Профсоюза было формирование эффективной государственной системы гарантий по оплате труда, в основе которой должны быть предусмотрены единые размеры окладов по профессиональным квалификационным группам должностей работников. К сожалению, норма предыдущего Указа Президента РФ (от 07.05.2012 № 597) об утверждении базовых окладов не была реализована правительством страны.
И ситуация в регионах в части размеров минимальных окладов существенно разнится. Приведу лишь один показатель: диапазон минимальных окладов по 1 ПКГ, то есть для неквалифицированных работников, составляет от 1650 рублей до 17 500, что формирует существенные различия в заработной плате по регионам в целом. Именно эта, не обусловленная спецификой деятельности, дифференциация уровней оплаты труда специалистов стала одним из главных факторов региональной кадровой разбалансированности отрасли.
Более того, крайне низкие размеры окладов в значительной части регионов обусловили «дотягивание» размеров зарплаты конкретных работников до размера МРОТ и, соответственно, выравнивание уровней зарплаты младшего и среднего, да и отчасти врачебного персонала, что противоречит нормам трудового законодательства о зависимости размеров оплаты труда от уровня подготовки, квалификации, объёма компетенций, сложности труда.
Профсоюз совместно с Минздравом России предпринимал практические меры, направленные на изменение структуры заработной платы, исходя из увеличения в ней доли гарантированной тарифной части до 55–60 %. Однако этот процесс идёт непросто, ведь эта реформа, без дополнительных финансовых средств, осуществляется в основном за счёт уменьшения и даже исключения ряда надтарифных выплат.
И тот факт, что президент страны поручил Правительству РФ определить нормативы минимального должностного оклада медицинского работника, фактически является первым важнейшим шагом в формировании системы гарантий в уровнях оплаты труда работников.
Более того, президент поручил правительству страны представить предложения в целом по единой структуре заработной платы медицинских работников, определить единые правила установления в системе здравоохранения надбавок, в том числе стимулирующего характера.
Именно эти вопросы неоднократно поднимались Профсоюзом. Мы при этом исходим из того, что существующая значительная специфика профессиональной деятельности различных категорий работников здравоохранения, регламентируемая соответствующими порядками, стандартами оказания медпомощи, клиническими рекомендациями, требует также единого учёта её в условиях и размерах оплаты труда, независимо от территориальной принадлежности учреждений.
Для формирования правовой базы реализации указанных направлений президентом поручено обеспечить внесение изменений в Трудовой кодекс РФ в части наделения Правительства РФ полномочиями по утверждению требований к отраслевым системам оплаты труда.
Я повторюсь, что комплекс проблем в сфере кадровой политики в отрасли многогранен, и вычленять в этом только оплату труда, при всей её значимости, было бы не совсем верно.
Для каждого работника чрезвычайно важными представляются и вопросы его социальной защиты, предоставления жилья, преференций в получении мест в дошкольных и школьных учреждениях.
Именно установление этих мер, в рамках социальной поддержки медицинских работников, поручил президент страны высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
И, разумеется, представляется чрезвычайно важным то, что на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации будут определены объёмы дополнительных финансовых средств, необходимых для реализации направлений модернизации первичного звена здравоохранения.
Учитывая, что фактически все Поручения затрагивают трудовые, профессиональные, социально-экономические права и гарантии работников, Профсоюз принимает активное участие в подготовке нормативной правовой базы по их реализации.
Представители Профсоюза, в том числе его региональных организаций, включены в состав Рабочей группы по формированию требований к отраслевым системам оплаты труда медицинских работников, созданной при Минтруде России. Подчеркну ещё раз, у Профсоюза есть своё видение концепции новой системы оплаты труда, которая вновь будет обсуждаться в рамках нашей организации, с учётом предложений региональных организаций Профсоюза.
Значительная работа предстоит и на местах для региональных и первичных организаций Профсоюза в формировании Региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, с отражением в них вопросов, затрагивающих трудовые и социальные интересы, с последующим обеспечением мониторинга и контроля за их реализацией.
А завершая тему, хотел бы подчеркнуть, что в ходе реализации Поручений Президента РФ чрезвычайно важно не допустить искажения их смысла, обеспечив конкретную результативность каждого из его посылов! «Без фокусов», — как выразился сам В.В. Путин!