О повышении инвестиционной привлекательности санаторно-курортного комплекса России №2(85), 2017 год
Санаторно-курортному комплексу России, имеющему продолжительную и, по большому счёту, славную историю, в разные периоды существования довелось испытать не только уверенное движение вперёд, но и трудности. Тем не менее он всегда был и остаётся одной из важнейших составляющих, задействованных в здоровьесбережении народа.
Исторически санаторно-курортный комплекс развивался в нашей стране как неотъемлемая часть всей системы здравоохранения — об этом говорил на заседании президиума Государственного совета «О мерах по повышению инвестиционной привлекательности санаторно-курортного комплекса в Российской Федерации» в августе прошлого года Владимир Путин.
Продолжая эту мысль, президент подчеркнул, что сегодня роль санаторно-курортного комплекса «по-прежнему высока в лечении самых разнообразных заболеваний, их профилактике, реабилитации больных и в целом в сохранении здоровья граждан России, их трудоспособности и активной жизни». При этом «необходимость развития курортов не исчерпывается их медико-социальной значимостью, для многих городов, районов и даже регионов они могут стать основой для роста экономики, совершенствования транспортной инфраструктуры, сервисных услуг».
«Уникальная природа, эффективные методики лечения на наших современных курортах — это колоссальная база для повышения их конкурентоспособности, для того, чтобы они были востребованы и российскими гражданами, и зарубежными гостями, — уверен президент. — Так же, как у нас развивается въездной туризм, безусловно, может и должна развиваться та сфера деятельности, о которой мы сейчас говорим. В данном случае имею в виду привлечение зарубежных гостей, имею в виду, что природные условия в России часто являются абсолютно уникальными, без всякого преувеличения».
Владимир Путин выразил обеспокоенность по поводу низкого уровня материально-технической базы большинства здравниц, вследствие чего сейчас не используется почти 46 % площадей государственных санаториев. Цифры, показывающие предполагаемые затраты на восстановление и модернизацию, внушительные, на это потребуется порядка 37 млрд рублей. «И понятно, что с каждым годом, если ничего не делать, они будут только расти, — подчеркнул президент. — Здесь трудно полагаться лишь на бюджетные средства, поэтому консолидация финансовых ресурсов, их активный поиск — одна из самых актуальных задач».
Примером современного, успешно развивающегося курорта, по словам Путина, может служить Белокуриха, куда за последнее время привлечены 1 млрд рублей из федеральных средств и 5 млрд рублей частных инвестиций. «Здесь в том числе реализуется и новый перспективный инвестиционный проект субкластера «Белокуриха-2», — отметил президент. — Здесь будет и зимний курорт, и санаторная часть на три тысячи мест с развитой инфраструктурой отдыха и оздоровления, с горнолыжным курортом прямо напротив гостиниц».
Инвестиционный проект «Белокуриха-2» реализуется в рамках Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации»; на Международном научном конгрессе и 66-й сессии Генеральной ассамблеи Всемирной федерации водолечения и климатолечения в 2013 году губернатор Алтайского края получил за него награду как за лучший проект лечебного курорта. Владимир Владимирович выразил уверенность в том, что проект будет реализован: ведь фактически основные элементы инфраструктуры уже созданы, заметил он.
«Очевидно, что нам нужна полноценная, всесторонне продуманная стратегия развития санаторно-курортного комплекса страны, которая определяла бы приоритеты государственного финансирования и порядок привлечения частных средств в эту сферу, — сказал на заседании президиума Госсовета В.В. Путин. — Пока такого базового документа нет, и правительство должно приступить к его разработке как можно быстрее и принять его на первоначальном уровне не позже мая».
«Одновременно нужно завершить и формирование Государственного реестра курортного фонда и обеспечить его постоянную актуализацию, — призвал президент. — Нужно также создать открытые информационные ресурсы для российских и иностранных граждан о возможности санаторного лечения в России».
«Нужно разработать и чёткие критерии для введения системы категорий для санаториев по аналогии с так называемыми звёздами у гостиниц. Это поможет людям лучше ориентироваться при выборе здравницы и станет дополнительным стимулом для собственников и персонала санаториев постоянно повышать качество своей работы».
Одна из ключевых задач, по мнению президента, — создание благоприятной инвестсреды на курортных территориях: «Так, принципиальным вопросом для бизнеса являются обозначения охранных границ курортов и постановка их на кадастровый учёт. Такие режимы предусмотрены законодательством, в том числе для сохранения рекреационного потенциала курортов, однако далеко не всегда соблюдаются».
Президент призывает с особым вниманием и осторожностью подойти к обсуждению предложений ряда руководителей субъектов РФ о введении регионального курортного сбора: люди должны чётко понимать, на что конкретно тратятся собранные средства, как, кем они расходуются и каков порядок контроля за этими расходами.
Как важную тему Путин обозначил приоритетность господдержки проектов, нацеленных на решение задач развития курортов и туризма. Также он считает необходимым наделить Федеральное агентство по туризму полномочиями по продвижению услуг санаторно-курортного комплекса России на внутренних и мировых туристических рынках.
Руководителям регионов, подчёркивает глава государства, важно предостеречь себя от такой ошибки, как резкое повышение платы за пользование земельными участками: попытка пополнить таким образом бюджеты может негативно сказаться на перспективах развития территорий, так как непомерно высокая цена, скорее всего, отпугнёт потенциальных инвесторов.
«Создавая условия для бизнеса, для притока частных инвестиций, мы не должны забывать о главном, — предостерегает Владимир Владимирович, — санаторно-курортный комплекс призван эффективно работать на сохранение и укрепление здоровья граждан России и его услуги должны быть доступны для людей с самыми разными доходами».
Привлекательность санаторно-курортного комплекса во многом определяется качеством оказания санаторно-курортной помощи — таково мнение министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой. «За последние годы в санаторно-курортной сфере произошло много изменений, которые в целом отражают контекст социально-экономических изменений как в стране, так и в здравоохранении, — сказала она на упомянутом выше заседании президиума Госсовета. — Мы провели актуализацию государственного реестра курортного фонда, которая показала, что общее количество санаторно-курортных организаций составляет 1875, при этом 33 % — это государственные и муниципальные организации, 67 % уже сейчас частные и негосударственные, иные медицинские организации. За последние три года общее количество мест в этих организациях увеличилось на 10 % — до 448 тысяч. Привлекательность санаторно-курортного комплекса во многом определяется качеством оказания санаторно-курортной помощи. В условиях развития организаций разной формы собственности явилось необходимым обновить нормативно-правовую базу на основе единых принципов и требований работы этих медицинских организаций.
В этой связи были разработаны и приняты единые порядки организации медицинской реабилитации санаторно-курортного лечения, перечни медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения, внесены изменения в порядок направления граждан на лечение в федеральные санаторно-курортные организации, которые предусматривают для отдельных категорий граждан возможность бесплатного проезда к месту лечения и обратно».
Министерство здравоохранения Российской Федерации совместно с экспертным сообществом провело мероприятие по повышению структурной эффективности работы подведомственных федеральных санаторно-курортных организаций, в ходе которого были открыты новые направления лечения и реабилитации, а также реорганизовано 39 % федеральных санаториев путём создания реабилитационных подразделений ведущих федеральных научно-практических центров и передачи ряда санаториев (11 %) с федерального на региональный уровень, что позволило улучшить работу койки в федеральных санаториях. Отмечен возросший уровень объёма санаторно-курортных услуг за последние годы, наблюдается развитие и въездного медицинского туризма.
«В этой связи мы, безусловно, горячо поддерживаем необходимость стимулирования частных инвестиций в развитие санаторно-курортной сферы как в условиях государственно-частного партнёрства (прежде всего на основе концессионных соглашений), так и иных, предусмотренных законодательством, механизмов, — сказала Скворцова. — При этом, осознавая всю значимость привлечения частных ресурсов, важно подчеркнуть, что ряду санаторно-курортных учреждений должны оставить государственный статус. Это позволит сохранить в том числе гарантированное государством бесплатное санаторно-курортное лечение социально не защищённым категориям граждан: детям-сиротам, детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, гражданам, профессия которых связана с особым риском для здоровья и жизни, а также пострадавшим в результате стихийных бедствий, техногенных катастроф и так далее».
«Мы всецело поддерживаем необходимость разработки межведомственной и долгосрочной стратегии развития санаторно-курортной помощи в России», — заявила Вероника Игоревна. При этом она особо отметила роль ревизии части действующих нормативных актов, которые определяют статус и границы округов санитарной охраны. «Важно закрепить обязательность включения в государственный реестр курортного фонда сведений о всех частных и иных негосударственных санаторно-курортных организациях и сформировать на базе государственного реестра единую открытую базу данных, которой смогут воспользоваться все заинтересованные лица и организации».
По мнению главы Министерства здравоохранения Российской Федерации, «успешное развитие санаторно-курортного комплекса является важнейшим фактором, позитивно влияющим на здоровье и социальное благополучие населения, а вместе с тем на развивающуюся, экономически эффективную отрасль внутреннего и въездного туризма, повышающим престиж и привлекательность страны».
— Сегодня проделана большая работа по созданию новых регламентов, регулирующих работу санаторно-курортных учреждений; созданию информационной базы по тому перечню услуг, стандартов, качеству, которые они должны обеспечивать, — поделился своим взглядом на проблему министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов. Ключевой задачей, считает он, становится гармонизация развития двух составляющих санаторно-курортного комплекса: лечебных учреждений и территорий, на которых расположены эти объекты. «С точки зрения природно-лечебных факторов нам конкурентов нет, — уверен министр, — но с точки зрения уровня сервиса, качества инфраструктуры, степени благоустройства наших курортных территорий, муниципалитетов, к сожалению, мы в последнее время эту конкуренцию проигрываем, и поэтому туристы часто предпочитают курорты за пределами нашего государства». Поэтому акцент нужно сделать именно на развитии и привлечении инвестиций — в первую очередь в сохранение, развитие курортных территорий, убеждён Кузнецов.
Вторым существенным моментом министр по делам Северного Кавказа считает необходимость восстановления вопроса по экологической экспертизе объектов, которые предполагаются к реконструкции и строительству в курортной зоне. Очень важно, с одной стороны, проработать и создать систему, останавливающую незаконное строительство, отметил он, а с другой стороны, найти цивилизованные формы, которые позволили бы объекты, не соответствующие требованиям законодательства, в правовом режиме адаптировать к этим жёстким требованиям, не ущемляя интересов собственников.
Поделившись своими соображениями по поводу предложений о распространении режима ТОР на специальные территории именно санаторно-курортного комплекса, Лев Владимирович предложил проработать порядок и принципы относительно этого вопроса вместе с Минэкономразвития России. При этом, учитывая сегодняшнее состояние федерального бюджета и Пенсионного фонда РФ, целесообразно будет отказаться от льгот по страховым взносам. По мнению Кузнецова, те налоговые преференции, которые существуют в рамках этого режима, достаточны, «и в то же время распространение этого режима не создаст нам сложностей по тем социально значимым расходным статьям бюджета и внебюджетных фондов, которые сегодня решаются на уровне Правительства РФ».
Исходя из фактов существования неосвоенных участков, хозяева которых желают сыграть на повышении цен, и наличия нерадивых инвесторов докладчик в рамках рабочей группы предложил разработать механизмы стимулирующего налогообложения, которые позволяли бы собственнику принимать цивилизованное решение по использованию площадок, приобретённых в курортной зоне, и давали возможность реальным инвесторам реализовать те задачи, которые сегодня стоят на повестке дня.
Также Кузнецов счёл необходимым дать поручение правительству, всем ФОИВ проанализировать целесообразность нахождения в собственности государства тех или иных санаториев, которые в первую очередь находятся на федеральном, региональном или местном балансе. «И как раз через использование инструментов концессии, инструментов приватизации изменить качественно состояние основных активов, которые выдвигает сегодня Минздрав России, поднять их сервис-соответствие и повысить конкурентоспособность наших регионов и наших, соответственно, курортов. Думаю, что реализация этих задач в конечном итоге позволит санаторно-курортный комплекс сделать не бюджетозависимым, а экономическим драйвером развития курортных регионов, и через это решить в том числе ключевую задачу здоровья нации», — подчеркнул Лев Владимирович.
Конкретные предложения по доработке соответствующей законодательной документации внёс на заседании президиума Госсовета президент Национальной курортной ассоциации Александр Разумов. Он подчеркнул, что в условиях новой России курортное дело, как и все виды хозяйственной деятельности страны, претерпело значительное изменение и потребовало создания новой законодательной нормативно-правовой базы.
В частности, Александр Николаевич считает необходимым отменить статьи Федерального закона № 406 и вернуть лечебно-оздоровительные местности и курорты в категорию особо охраняемых природных территорий; отклонить от дальнейшего рассмотрения проект ФЗ в части регулирования земельных и градостроительных отношений применительно к территориям лечебно-оздоровительных местностей и курортов и иным территориям, обладающим природно-лечебными ресурсами; рассмотреть вопрос об установлении минимальной ставки налогообложения санаторно-курортных и оздоровительных организаций по налогу на прибыль. «Изменение основополагающих законов, на которых основано существование и развитие курортной отрасли России, требует очень взвешенного подхода, учёта всех возможных последствий, что реализуемо при участии профессиональных сообществ», — уверен Разумов. «Люди, много лет работающие в курортной отрасли, являются истинными патриотами своего дела и своей страны, хотят видеть Россию сильной и процветающей, а граждан — здоровыми», — заключил он.
«Это ещё и социальная составляющая, здоровье граждан России»
По словам президента Российской Федерации В.В. Путина, «санаторно-курортный комплекс — это не просто отрасль, не просто бизнес, это ещё и социальная составляющая, здоровье граждан России». Важно действительно сделать эту отрасль привлекательной для бизнеса, считает президент, однако необходимо подумать и о том, чтобы этим обслуживанием были обеспечены все категории граждан. Поэтому всё это нужно сопоставлять с ростом доходов населения, с покупательной способностью россиян.
Президент призвал внимательным образом проанализировать все прозвучавшие на заседании предложения, найти золотую середину между диаметрально противоположными мнениями, подумать, как обеспечить доступность курортов для граждан, не перекладывая бремя ответственности на бюджет, что просто нереалистично. Также необходимо заострить внимание на том, как работают действующие законодательные нормы, и при необходимости внести в них корректировки.
Как итог и руководство к действию можно расценивать следующее высказывание президента: «Вообще мне очень хотелось бы, чтобы мы как следует доработали подготовленный проект поручения, с тем чтобы этот будущий документ дал хороший толчок в развитии санаторно-курортного дела в России на среднесрочную и более отдалённую перспективу».
Уважаемые читатели! Вам представлена сокращённая версия журнала.
Материалы номера представлены в сокращенном варианте.
Полную версию специального выпуска журнала «Развитие санаторно-курортного комплекса России» вы можете получить в печатном или в электронном виде.
Оформить доставку печатного номера журнала вы можете на сайте издательства www.kto-kto.ru в разделе «Подписка» или в редакции по адресу: 107023, г. Москва, пл. Журавлёва, 10, стр. 1; тел. 8 (499) 704-04-24, E-mail: id@kto-kto.ru
Электронный вариант журнала доступен для чтения в мобильном приложении
- AppStore
- Google Play
- В магазине электронных изданий «Киоскёр»
PDF-версию журнала можно заказать по эл. почте id@kto-kto.ru , отправив запрос в свободной форме.
- Стоимость печатного экземпляра журнала с доставкой по России — 770 р.
- Стоимость печатного экземпляра журнала в редакции (самовывоз) — 590 р.
- Стоимость электронного журнала — 529 р.