Городская клиническая больница имени Ф.И. Иноземцева: важна каждая минута №1(79), 2016 год
С 1 января 2013 года на базе Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница им. Ф.И. Иноземцева Департамента здравоохранения города Москвы» функционирует Региональный сосудистый центр. О том, как создавалось это подразделение и каких успехов добилось, рассказал главный врач больницы, доктор медицинских наук, профессор кафедры общей хирургии МГМСУ Александр Митичкин.
— Александр Евгеньевич, по какому принципу осуществлялось открытие сосудистых подразделений и каковы первые итоги их работы?
— Деятельность сосудистых отделений и центров чрезвычайно важна, ведь сосудистые заболевания занимают первое место в шкале причин смертности населения. Ещё три года назад от острого инфаркта миокарда и инсульта в Москве умирал каждый четвёртый пациент, то есть уровень летальности для данной категории больных составлял 25 %. Поэтому Минздрав России и Департамент здравоохранения Москвы предприняли существенные меры по кардинальному решению этой проблемы. Была принята Федеральная программа по лечению сосудистых заболеваний, которая реализуется под непосредственным контролем министра здравоохранения Вероники Игоревны Скворцовой, в многопрофильных стационарах страны открылись десятки региональных сосудистых центров (РСЦ) и первичных сосудистых отделений (ПСО). Что касается нашего города, то в нём, согласно приказу Департамента здравоохранения г. Москвы «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями», открылось 11 РСЦ и 17 ПСО. Для того чтобы организовать такую серьёзную структуру, как региональный сосудистый центр или первичное сосудистое отделение, совместной комиссией Минздрава России и Департамента здравоохранения г. Москвы в 2012 году была проведена комплексная проверка всех медицинских учреждений, которые планировалось вовлечь в программу. В их число вошла и наша больница. Важно, что с целью открытия сосудистых подразделений не только был издан приказ, но и чётко сформулированы рекомендации: каким критериям должно соответствовать сосудистое подразделение и как следует проводить лечение пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения и с острым инфарктом миокарда.
В результате деятельности созданных РСЦ и ПСО летальность в столице от инфаркта миокарда и инсульта снизилась до 7,5 %, что втрое меньше по сравнению с предыдущими показателями. Мы смогли достичь уровня, соответствующего данным лучших столиц мира.
— Были ли сложности при закупке современного оборудования, необходимого для работы РСЦ?
— Практически нет, так как для этого целенаправленно были выделены средства со стороны городских властей. Совсем недавно на коллегии Департамента здравоохранения Москвы прозвучала информация о том, что в нашем городе работает 165 компьютерных томографов и 100 аппаратов МРТ. Эти цифры превышают уровень насыщения подобным оборудованием медучреждений таких европейских столиц, как Лондон, Берлин и Париж.
В четвёртом корпусе, где в настоящее время работает наш РСЦ, мы провели ремонт, поместили систему приточно-вытяжной вентиляции с устройством кондиционирования воздуха. Отдельно для пациентов с инфарктами миокарда и отдельно для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения обустроили приёмные отделения, которые снабдили электронно-компьютерной связью со службой скорой медицинской помощи столицы. Теперь мы получаем информацию по диагнозу пациента и тяжести его состояния сразу с места его нахождения. И когда скорая приезжает в стационар, её встречает бригада, специализирующаяся либо по острому нарушению мозгового кровообращения, либо по острому инфаркту миокарда. Также на первом этаже у нас находятся рентгеновские аппараты, мультиспиральный компьютерный томограф, лаборатория, УЗИ экспертного класса, эхокардиография, доплер сосудов шеи и ключевое подразделение — рентгенэндоваскулярная операционная. Таким образом, наши пациенты, не теряя времени в промежуточных отделениях, сразу могут получить весь объём диагностики и при необходимости попасть в рентгенэндоваскулярную операционную для выполнения ангиопластических вмешательств.
— В рамках каких стандартов пациент должен получить помощь в сосудистом подразделении больницы?
— Критерием правильной организации помощи пациентам после инфаркта миокарда является понятие «дверь — баллон», введённое ВОЗ. По международному стандарту оно составляет 60 минут. То есть через 60 минут от того момента, как скорая въехала в приёмное отделение сосудистого центра, пациенту должна быть сделана ангиография и выполнена ангиопластика на сосуде, являющемся причиной острого инфаркта миокарда. Но благодаря правильной организации, которую мы считаем узловым моментом в деятельности любого сосудистого подразделения, у нас эти цифры достигают 37–38 минут. Вообще вилка в 35–40 минут для данной категории пациентов уже стала стандартом московского здравоохранения. Почему так важны эти минуты? Потому, что инфаркт миокарда — это некроз сердечной мышцы, возникающий, когда внезапно снижается её снабжение кровью и кислородом. И чем раньше мы откроем просвет сосуда, восстановим его кровоснабжение, тем меньше будет объём поражения некрозом сердечной мышцы.
— И чем квалифицированнее персонал, тем успешнее он использует отведённое для манипуляций время, не так ли?
— Безусловно. Нам повезло в том плане, что наша больница уже задолго до образования РСЦ имела магнитно-резонансный томограф, а соответственно, и персонал, обладающий опытом работы с этой сложной техникой. Кроме того, мы пригласили специалистов высочайшего профессионального уровня из ведущих федеральных медицинских университетов Москвы, которые с первого дня приступили к оперативно-хирургической деятельности и стали учить наших врачей современным методам работы. Я очень благодарен нашим коллегам: заведующему кафедрой нейрохирургии ГБОУ ДПО РМАПО Минздрава России, профессору, доктору медицинских наук Олегу Николаевичу Древалю и заведующему кафедрой хирургических болезней № 2 РНИМУ им. Н.И. Пирогова, доктору медицинских наук, профессору Александру Андреевичу Щёголеву. Они работают в нашей клинике и помогают с подготовкой кадров. Большую профессиональную поддержку оказывает нашему центру и ректор РМАПО, доктор медицинских наук, профессор, академик РАН, заслуженный врач РФ
Лариса Константиновна Мошетова. По линии ДЗМ 18 наших врачей и медсестёр прошли стажировку в Израиле, Бельгии, Чехии. Эти поездки позволили не только увидеть интересные зарубежные практики работы мультидисциплинарных бригад, не просто перенять технологии, но и проанализировать идеологию оказания медицинской помощи. Сейчас машина скорой помощи проводит у нас не более 20 минут. Без лишней маршрутизации пациента передают старшему врачу приёмного отделения. Тут же включается в работу бригада соответствующих специалистов и, осмотрев больного, ставит ведущий диагноз. Затем назначают лечащего врача приёмного отделения, который определяет тактику лечения. Если ситуация ясна и пациенту необходима помощь на уровне стационара, он направляется сразу в надлежащее отделение или реанимацию. Если больной диагностически неясен или помощь ему может быть оказана на уровне приёмного отделения (оно тоже располагает немалыми возможностями, включая диагностическое и операционное оборудование), то пациент поступает в отделение краткосрочного пребывания, рассчитанное на 15 коек. Это во многом расширило объём медицинской помощи приёмного отделения, снизило нагрузку стационарных отделений от необоснованных госпитализаций, сократило сроки диагностики и уменьшило необоснованные финансовые затраты на лечение пациентов в стационаре. В результате пациент получает более оперативную и качественную медицинскую помощь. Раньше лечение инфаркта миокарда длилось три недели, сейчас — одну. В первый час пациенту делают коронарографию, выявляют сосуд, ответственный за инфаркт, проводят ангиопластику или ставят при необходимости стент, восстанавливают кровоснабжение, корригируют явление сердечной недостаточности. Пациент проходит полную реабилитацию в течение всего семи дней. Что касается инсультов, то ситуацию с ними взял под особый контроль руководитель ДЗМ Алексей Иванович Хрипун. Дело в том, что с созданием сосудистых центров у нас намного улучшились результаты лечения острого нарушения мозгового кровообращения, но пока ощущается нехватка реабилитационных центров. Сейчас разрабатывается специальная программа, которая позволит устранить проблему реабилитации, и мы получим хорошие результаты не только по снижению летальности и инвалидизации, но и по адаптации к профессиональной и социальной среде людей, перенёсших острые нарушения мозгового кровообращения.