Трансплантология в Нижнем: история успеха №3(74), 2015 год
Об одной из самых ответственных областей деятельности ПОМЦ — трансплантологии нашему журналу рассказывает координатор соответствующей программы, главный специалист по хирургии, главный внештатный трансплантолог МЗ НО, заведующий кафедрой хирургических болезней Нижегородской государственной медицинской академии, профессор, доктор медицинских наук, лауреат премии Нижнего Новгорода Владимир Евгеньевич Загайнов.
— Трансплантология, — отмечает Владимир Евгеньевич, — является самым динамично развивающимся и высокотехнологичным методом оказания медицинской помощи больным с терминальными заболеваниями печени, почек, сердца, лёгких. В Приволжском окружном медицинском центре программа трансплантологии зародилась в 2005 году с прицелом на то, чтобы стать локомотивом развития хирургии, урологии и других смежных специальностей и направлений, в частности, лабораторной и лучевой диагностики.
С самого начала программы центр успешно сотрудничает с университетской клиникой города Эссен в Германии, побратима Нижнего Новгорода, прежде всего в том, что касается подготовки специалистов и передачи технологий. Третьим участником партнёрства выступает Нижегородская государственная медицинская академия. За десять прошедших лет было подготовлено две волны специалистов.
— Насколько правомерно говорить о доступности трансплантологической помощи в Приволжье?
— Скажем так, она стала реальностью. Мы работаем не только с Нижегородской областью, но и с другими регионами Приволжского федерального округа: Чувашией, Республикой Марий Эл, Мордовией, а также Ивановской, Кировской и Саратовской областями. Надо сказать, что в целом по России общее число операций по пересадке органов не слишком велико, что можно объяснить в первую очередь недостаточно активным органным донорством. Нам удалось развить родственную пересадку почки и печени и стабильно производить 40–45 операций в год. В листе ожидания на трансплантацию органа находится от 70 до 150 человек.
Необходимо подчеркнуть, что трансплантология — один из немногих видов медицинской помощи, который полностью финансируется из федерального бюджета. Бюджет покрывает не только адекватное оснащение клиник, но и высокие расходы на операции и лекарственные препараты. Примерная стоимость одной операции составляет миллион рублей, кроме того, больные бесплатно получают лекарства по линии семи нозологий. Очень хорошо, что программа модернизации учреждений здравоохранения коснулась и нашей клиники: она была переоснащена не только базовым, но и лабораторным оборудованием, диагностическими аппаратами, был проведён ремонт операционных и так далее.
— Какова роль кафедры хирургических болезней, которой вы заведуете, в практической деятельности центра?
— Приволжский окружной медицинский центр является основной клинической базой для подготовки студентов Нижегородской государственной медицинской академии. Все сотрудники кафедры обязательно являются сотрудниками-совместителями ПОМЦ. Приволжский окружной медицинский центр неоднократно получал общероссийские гранты на научные исследования, что является достаточно большой редкостью для лечебных учреждений. По существу, мы проводим научные исследования по заказу федеральных властей. Отмечу, что текущий грант позволяет финансировать научные разработки и одновременно обеспечивать достойную заработную плату тех специалистов, которые ими занимаются.
Кафедра ведёт несколько научных направлений и не только в трансплантологии — важное место в нашей научной и практической деятельности занимают проблемы онкологии. Что достигнуто в последнее время? Нами был разработан первый отечественный прибор для термической абляции на основе СВЧ-излучения. Мы продолжаем заниматься индивидуализацией лечения при онкологических заболеваниях, основанной на изучении молекулярно-генетических особенностей, или «портрета», опухоли. Это научное направление приобретает в последнее время растущее значение, анализ опухоли позволяет назначать наиболее эффективные методы лечения и получать значимые отдалённые результаты.
Много внимания уделяется теме распространённого колоректального рака — хирургическому и другим видам лечения рака толстого кишечника с метастазами в печень. Выполняем много резекций печени — за год набирается больше сотни таких операций. Сочетание нескольких видов лечения, доступных в клинике: хирургического, химиотерапевтического, рентгенохирургического — позволяет выбрать для каждого больного их оптимальную комбинацию и последовательность.
Другое магистральное направление клиники — рак поджелудочной железы, это достаточно сложная форма опухолевого заболевания, лечение которого представляет собой серьёзную проблему во всём мире. Мы подходим к ней со стороны хирургии, выполняя много панкреатодуоденальных резекций, не менее пятидесяти в год, и комбинируем методы лечения, добавляя к ним рентгенохирургические. Такой подход является достаточно передовым, и наших врачей часто приглашают на конгрессы с докладами по данной теме. Последний раз это было в ноябре 2014 года в Вене, где наши представители делали два устных сообщения.
Наконец, в процессе освоения находится ещё один грант, он связан с методами контроля эффективности лечения рака толстой кишки, основанными на оптической когерентной томографии. Это новый метод диагностики, который позволяет осуществлять неинвазивный контроль морфологического состояния опухоли в режиме реального времени. Интересно, что данная технология была разработана в своё время у нас в Нижнем Новгороде, и сейчас совместно с НИИ биомедицинских технологий Нижегородской медицинской академии мы участвуем в так называемом мегагранте — свой вклад в научную и практическую работу вносят также и канадские учёные.
— Какие задачи вы ставите как руководитель хирургической клиники на текущий год?
— Будет продолжена программа совершенствования родственной пересадки фрагмента печени взрослому. Готовимся к операциям по трансплантации поджелудочной железы.
— В чём состоят ваши обязанности как главного внештатного трансплантолога Минздрава по Нижегородской области?
— Это курация больных с пересаженными органами, а также ряд административных функций, в том числе организация процедур органного донорства, курация донорских баз в лечебных учреждениях, ведение листов ожидания.
— Как развиваются научные связи ПОМЦ и вашей кафедры в России и за рубежом?
— Внутри России мы активно сотрудничаем с головными отечественными учреждениями, занимающимися трансплантологией и онкологией — в первую очередь Федеральным научным центром трансплантологии и искусственных органов под руководством академика С.В. Готье и Российским онкологическим научным центром имени Н.Н. Блохина.
Что касается зарубежных контактов, наша академия, должен сказать, известна ещё и тем, что здесь ведётся преподавание иностранным студентам на английском языке — часто по контрактам с министерствами здравоохранения зарубежных стран. Все преподаватели владеют иностранными языками, что позволяет им постоянно быть в курсе достижений профильных медицинских специализаций.
Здесь уже говорилось о плодо-творных контактах с клиникой университета в Эссене, сотрудничество с которой, подчеркну, носит двусторонний характер: к нам приезжают немецкие студенты, а также врачи и профессора. По мере возможности и необходимости они содействуют нам в оказании помощи больным со сложной патологией. Существуют и другие международные проекты.
— Владимир Евгеньевич, вы неоднократно становились лауреатом премии Нижнего Новгорода. По каким поводам?
— Они всегда были профессиональными. За внедрение операций по трансплантации почки, затем печени. Ещё одна — за организацию обучения иностранных студентов на английском языке в российском вузе.