Космического долголетия, ФМБА России! №3(74), 2015 год
Такое пожелание читалось между слов в беседе с заместителем руководителя Федерального медико-биологического агентства, доктором медицинских наук, профессором Вячеславом Рогожниковым. Эти слова звучали во время чествования ФМБА России, но задачи космической медицины Агентству были доверены задолго до этого дня, ещё тогда, когда оно называлось Третьим главным управлением Министерства здравоохранения СССР. О возможностях Агентства в его прошлом и настоящем – наше интервью.
— Рассказ о космической медицине я начну с истории. На заре космонавтики наши гении С. Королёв и
М. Келдыш внесли предложение в ЦК КПСС о включении в процесс обеспечения пилотируемой космонавтики Третьего главного управления Министерства здравоохранения СССР. Тогда для выполнения возложенных на Третье главное управление задач был создан Институт медико-биологических проблем, который начал разработку вопросов медицинского обеспечения космических полётов. Сегодня ФМБА России продолжает дело, начатое на заре развития космонавтики, бережно сохраняя и развивая славные традиции, заложенные на этапах развития космической медицины.
Агентство славится и такими фактами: космонавт Валерий Владимирович Поляков, ранее работавший в Третьем главном управлении Министерства здравоохранения СССР, до сих пор является рекордсменом мира в части пребывания человека в космосе — он единственный из медиков Герой Советского Союза и Герой России, который в одном полёте провёл за пределами Земли 437 суток.
— Вячеслав Александрович, на данный момент возраст российской экстремальной медицины измеряется уже не сутками, а годами. Как со временем менялась космическая медицина?
— Она менялась одновременно с увеличением времени полётов и пребывания космонавтов на орбите. Когда продолжительность пребывания человека в космосе стала возрастать, перед медицинскими специалистами была поставлена задача минимизировать возможные осложнения длительных полётов. Третьим главным управлением Министерства здравоохранения СССР были определены конкретные медицинские задачи по сохранению трудоспособности космонавтов в космосе и их дальнейшей реабилитации после завершения полёта. С тех времён мы заметно продвинулись в области экстремальной медицины, в медицинском обеспечении космических полётов, причём в сравнении с мировым опытом. На сегодня в арсенале ФМБА России 29 научно-исследовательских институтов и свыше 80 лечебно-профилактических учреждений.
Я являюсь сопредседателем Главной медицинской комиссии по медицинскому освидетельствованию кандидатов в космонавты, космонавтов и инструкторов-космонавтов. При формировании первого отряда космонавтов было осмотрено около 3 тыс. человек. Причём отбор проводился из числа военных летчиков, к которым изначально предъявлялись особые требования к состоянию их здоровья. Тогда было отобрано всего 29 человек. Сегодня отбор проводится в том числе и из гражданского населения, а это накладывает дополнительную нагрузку и ответственность на работу Главной медицинской комиссии. Возможности сегодняшней космической медицины нельзя сравнить с теми, которые были в 60-х годах. На вооружении медиков стоят передовые медицинские технологии и современное высокотехнологичное оборудование. Сегодня, при выявлении скрытых патологических состояний или заболеваний, проводится комплексное обследование с последующей коррекцией и лечением. Таким образом, наши медицинские специалисты значительно продлевают трудовой стаж космонавтов, которые в состоянии многократно принести пользу нашему государству.
ФМБА России занимается медицинским обеспечением в период подготовки и во время запуска космического корабля. На предстартовом этапе обеспечивается усиленный обсервационный режим, а в период запуска космического корабля в районе старта развёртывается современный мобильный госпиталь. В районе аэропорта базируется медицинская бригада усиления, готовая в случае возникновения нештатной ситуации прибыть вертолётами на место аварии. Лучшие специалисты из ведущих клиник ФМБА России готовы, в случае необходимости, посредством самых передовых технологий оказать как консультативную, так и практическую помощь космонавтам, выполняющим свою миссию. Медицинские учреждения ФМБА России по трассе выведения космического корабля в Ульяновской, Свердловской, Челябинской, Томской, Иркутской областях; Красноярском, Забайкальском, Приморском и Хабаровском краях и на Байконуре находятся в режиме готовности к оказанию медицинской помощи в случае возникновения нештатной ситуации. Создаются необходимые запасы крови и медикаментов. В Федеральном клиническом центре высоких медицинских технологий ФМБА России находится в постоянной готовности бригада специализированной медицинской помощи, готовая в случае необходимости вылететь в любую точку Земли для оказания высокоспециализированной медицинской помощи космонавтам. На месте посадки спускаемого аппарата в состав оперативной группы также входят высококвалифицированные, имеющие богатый опыт практической работы врачи — специалисты ФМБА России. С использованием мобильного телемедицинского комплекса с места посадки осуществляется передача необходимой медицинской информации в ситуационные комнаты ведущих клиник ФМБА России, а также в зал Государственной комиссии Центра управления полётами.
Одна из главных задач, стоящих перед медиками, — сохранить космонавту, побывавшему в космосе, здоровье и профессиональное долголетие. Подготовка космонавта — это очень трудоёмкий, долговременный, а значит, и дорогостоящий процесс, и если космонавт выполнит не один, а несколько полётов, да ещё и продолжит свой профессиональный путь на земле, то мы не зря делаем свою работу.
— Тема космоса — это тема будущего?
— Я бы сказал по-иному: тема космоса, тема использования космических достижений и открытий для нужд нашего народного хозяйства — это задачи сегодняшнего дня и задачи на среднесрочную перспективу. В апреле состоялась итоговая коллегия Роскосмоса, где была принята программа развития космической отрасли. Теперь мы имеем чёткую программу: откуда, куда и когда полетим. Речь идёт об освоении дальнего космоса, а это значит, что перед нами открываются новые задачи как в медицинском обеспечении космических полётов, так и в развитии научных и научно-прикладных исследований.
Нам нужно удерживать лидерство в мировой экстремальной медицине. С принятием новой космической программы, при следовании по обозначенному пути к понятной цели, мы это лидерство сохраним. Я в этом убеждён. Тем более есть главное — это люди грамотные и образованные и, что немаловажно, с блеском в глазах. С такими специалистами, опираясь на опыт и знания, мы достигнем любых поставленных целей.