Космическое и земное: взгляд через призму деятельности ФГБУ ФНКЦ ФМБА России №3(74), 2015 год
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научно-клинический центр специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий Федерального медико-биологического агентства» — одно из крупнейших медицинских учреждений города Москвы, в структуру которого входят многопрофильный стационар, консультативно-диагностический центр, кафедры последипломного образования и научно-исследовательские институты. Об одном из таких подразделений, а точнее, о НИИ космической медицины (НИИКМ) мы беседуем сегодня с руководителем учреждения Робертом Иосифовичем Хабазовым.
— Роберт Иосифович, каким образом в составе возглавляемого вами Федерального научно-клинического центра оказалась такая структура, как Научно-исследовательский институт космической медицины?
— Начну с небольшой исторической справки. В 1963 году было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании гражданской системы медицинского обеспечения космических полётов. На Третье главное управление при Минздраве СССР была возложена ответственность за медицинское и санитарно-гигиеническое обеспечение пилотируемых космических полётов и координацию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по медико-биологическим проблемам. В настоящее время правопреемником Третьего главного управления является Федеральное медико-биологическое агентство России. За ФМБА России на государственном уровне закреплены полномочия по медико-биологическому обеспечению космической программы, в том числе при подготовке и выполнении космических полётов. Для развития данного направления руководителем ФМБА России В.В. Уйба в 2013 году было принято решение о создании НИИ космической медицины на базе нашего Федерального научно-клинического центра ФМБА России. Надо также понимать, что для осуществления поставленных задач может и будет использован весь огромный потенциал Федерального медико-биологического агентства, в систему которого входит около 300 научных и лечебных учреждений.
— Каковы основные задачи НИИКМ?
— Их несколько. Хочу выделить следующие:
- научно-методическое сопровождение работ по медико-санитарному обеспечению деятельности по подготовке и осуществлению пилотируемых космических полётов, включая этапы проектирования, создания и эксплуатации космических аппаратов;
- проведение фундаментальных и прикладных исследований по изучению влияния космических факторов на состояние здоровья космонавтов и разработка рекомендаций, направленных на повышение их работоспособности;
- медицинское сопровождение космонавтов во время стартов и посадок;
- организация и участие в проведении исследований в интересах практического здравоохранения и внедрение в практику достижений космической биологии и медицины.
При этом очень важно подчеркнуть, что специалисты НИИКМ работают в тесном контакте с лечащими врачами нашего стационара и клинико-диагностического центра. Это тот яркий пример плодотворного содружества специалистов различных направлений для решения поставленных задач, который подтверждает, что наука без клинической базы вряд ли может быть эффективной.
— Интересно узнать, кто же эти специалисты? Кто входит в состав такого неординарного Института и работает в нём?
— В НИИКМ работают как опытные специалисты, так и молодые научные сотрудники. Например, директор Института академик РАН В.М. Баранов и заместитель директора по науке профессор В.П. Катунцев имеют стаж работы в области космической медицины более 40 лет. Их более молодые коллеги стремятся быть под стать представителям старшего поколения, они уже заявили о себе в науке, имеют учёные степени. Это заведующий отделом экспериментальной физиологии кандидат биологических наук А.В. Шпаков, заведующий клиническим отделом кандидат медицинских наук С.Ю. Захаров, заместитель директора по медицинским вопросам кандидат медицинских наук М.В. Баранов и ряд других способных и инициативных молодых учёных. Старшие коллеги успешно передают свои знания и опыт молодым кадрам — за ними будущее космической медицины.
— Насколько нам известно, НИИКМ — это одно из самых молодых подразделений вашего Центра, которое было создано только в январе 2013 года. Есть уже какие-то результаты?
— Безусловно, они есть. В 2014 году сотрудники НИИКМ совместно со специалистами ФНКЦ успешно провели две серии многосуточных экспериментальных исследований с участием испытателей-добровольцев по отработке технологии наземного моделирования физиологических эффектов лунной гравитации и оценке основных физиологических сдвигов в организме человека при моделировании условий пилотируемого полёта на Луну и пребывания на лунной поверхности. Получены новые и значимые в научно-практическом отношении результаты, свидетельствующие о перспективности использования этой модели для разработки адекватной системы медицинского обеспечения пилотируемых лунных экспедиций. Получен Патент РФ на изобретение «Способ моделирования физиологических эффектов пребывания на поверхности небесных тел с пониженным уровнем гравитации».
Это только начало. Я уверен, что совместно с Роскосмосом мы сможем развить это важное и перспективное для отечественной космонавтики направление.
Подготовлены четыре космических проекта, которые к настоящему времени уже включены в Долгосрочную программу научно-прикладных исследований и экспериментов на Российском сегменте МКС. Результаты этих космических экспериментов будут полезны не только для космической медицины, но и для практического здравоохранения.
— А оказываете ли вы непосредственную лечебную помощь космонавтам?
— Конечно. Наш Центр оказывает как консультативную, так и лечебную помощь космонавтам. Сотрудники ФНКЦ наряду с другими специалистами ФМБА России участвуют в работе Главной медицинской комиссии. Кроме того, с 2013 года наш Центр участвует в проекте «Долголетие», целью которого являются оценка и анализ состояния здоровья космонавтов, завершивших профессиональную деятельность. Результаты этого проекта имеют важное значение для оценки отдалённых негативных последствий космического полёта на организм человека, лучшего понимания механизмов действия факторов космического полёта на отдельные органы и системы. Это позволит совершенствовать критерии медицинского отбора космонавтов, методов и средств профилактики для сохранения профессионального долголетия действующих космонавтов и, в итоге, для разработки эффективной системы медико-биологического обеспечения будущих пилотируемых полётов в дальний космос.