Проблемно-ориентированное обучение: опыт внедрения в медицинском образовании Казахстана №7(71), 2014 год
Развитие высшего образования, осуществляемого в контексте международных тенденций, невозможно без изменения характера преподавания и возрастания акцента на конечные результаты и достижение обучающимися требуемых компетентностей. «Смысл знания изменился от понимания знания как способности запоминать и повторять информацию до способности находить и использовать информацию» (Герберт Саймон, 1996). Устойчивость и жизнеспособность профессиональных знаний, умений и навыков, выбор траектории профессионального развития зависят от способности обучаться. Эту способность необходимо всецело развивать и поддерживать на постоянно высоком уровне с помощью инновационных образовательных технологий, новых подходов к обучению и преподаванию, одним из которых является проблемно-ориентированное обучение, или ProblemBasedLearning (PBL).Одним из важнейших условий в РВL является активное сотрудничество обучающихся друг с другом с целью более разностороннего изучения проблемы и формирования жизнеспособных решений. В отличие от традиционных инструкций, зачастую получаемых из лекционного курса, изучение материала в процессе РВL обычно проходит в виде занятий в аудитории, в небольших по численности группах студентов, обычно в форме дискуссии, направляемой преподавателем. Объём прямых инструкций от преподавателя при РВL сводится к минимуму, и поэтому студенты берут на себя большую ответственность за собственное обучение. При этом роль преподавателя сводится к роли эксперта по обсуждаемой проблеме, руководителя по пользованию информационными источниками и консультанта в выполнении группового задания. Таким образом, в РВL роль преподавателя состоит в поощрении активного обсуждения проблемы, обеспечении взаимодополняющей работы студентов, обеспечении возможности получения соответствующей информации, поддержании русла ведения обсуждения. Такая форма общения позволяет успешнее обсуждать все вопросы, постигать их суть и, что ещё важнее, оставляет более глубокий след в памяти, нежели озвучивание мнения преподавателя.
Обучение и преподавание не должны находиться на противоположных берегах и просто наблюдать за течением реки; вместо этого они должны отправиться в путешествие по течению в одной лодке. Благодаря активному взаимному обмену преподавание может укрепить обучение и помочь учиться.
Лорис Малагуцци
Несмотря на то что сегодняшний студент вполне способен постичь многие сложные проблемы, для их решения требуются навыки, которые нередко выходят за рамки общепринятых инструкций. В реальной практике приходится решать проблемы, которые редко бывают стандартными; поэтому способность находить единственный правильный ответ в решении традиционных учебных задач мало содействует становлению студента и специалиста. Ведь используя в учебном процессе стандартные проблемы в сочетании со «стерильными» условиями, где существует лишь один правильный ответ, можно просто рассказать студентам о решении задачи, но не научить способам её решения. В нашей жизни мы редко следуем стандартному алгоритму, более того, в реальной жизни и проблемы представляют собой практически постоянно меняющееся разнообразие условий, целей, контекстов, препятствий и неизвестных величин, влияющих на подход к их решению.
Успешное внедрение PBL требует большой организационной подготовки, упорной работы с преподавателями для формирования навыков, создания специальной среды для обучения. Отличия традиционного преподавания от PBL настолько существенны, что термин «преподаватель» даже не используется — его заменил англоязычный термин «тьютор» (наставник). От тьютора требуется не столько знание преподаваемого предмета, сколько мастерское владение следующими навыками:
- ориентация преподавания на студента;
- эффективное использование вопросов вместо объяснения материала;
- создание мотивирующей обстановки;
- наблюдение за динамикой группы;
- управление временем и процессом обучения;
- предоставление конструктивной обратной связи.
В Карагандинском государственном медицинском университете (КГМУ) впервые внедрение PBL начато в 2007 году с приглашения международного эксперта в области медицинского образования — профессора Стюарта Меннина (Университет Нью-Мексико, США). В результате обучения преподаватели медицинских вузов Казахстана начали активно внедрять в учебный процесс элементы PBL.
С 2012 года КГМУ становится официальным партнёром проекта Темпус «Создание Межрегиональной сети национальных центров по медицинскому образованию, направленных на внедрение проблемно-ориентированного обучения и виртуальных пациентов». Официальными партнёрами КГМУ в рамках проекта являются: Университет Св. Георга (г. Лондон, Великобритания), Университет Аристотеля (г. Салоники, Греция), Университет Никосии (Кипр), Медицинский университет Астана (Казахстан), Медицинский университет им. Давида Твилдиани (г. Тбилиси, Грузия), Государственный университет им. Акакия Церетели (г. Кутаиси, Грузия), Запорожский государственный медицинский университет (г. Запорожье, Украина), Сумский государственный университет (г. Сумы, Украина).
Для внедрения PBL рабочей группой КГМУ были проанализированы образовательные программы вузов-партнёров, определены общие структуры программ, рассмотрены различия в дизайне образовательных программ, согласованы подходы общего согласия для внедрения PBL в каждой новой образовательной программе, проанализированы разработанные Университетом Св. Георга PBL-случаи и определено их место в образовательной программе КГМУ.
Для успешного внедрения данной образовательной технологии была коренным образом пересмотрена образовательная программа. Одним из главных условий PBL является достаточное количество часов у обучающихся для самостоятельного изучения вопросов, которые они сами сгенерировали в ходе обучения, определив области своего незнания в тех или иных сферах. В поддержку PBL разработано расписание по специальной методике, учитывающей тематику каждого случая, благодаря чему студенты имеют возможность изучать проблему интегрировано, погружаясь в биомедицинские знания и клиническую науку, которая в свою очередь обеспечивается организацией клинических форумов с приглашением клиницистов.
В настоящее время по программе c внедрением PBL обучаются четыре группы студентов 1-го и 2-го курса специальности «Общая медицина». Как уже было отмечено, отличительной особенностью используемого подхода является применение концепции «виртуального пациента». Вместо клинического случая на бумаге во время занятия используется специальная компьютерная программа, позволяющая обучающимся «принимать» решения по диагностике и лечению пациента и немедленно «видеть» результаты своих действий. Случаи получаются, таким образом, разветвлёнными и допускают множественность вариантов лечения и диагностики, в том числе совершения обучающимися ошибок. Это позволяет наряду с освоением теоретического материала осваивать навыки клинического мышления с самого начала обучения в медицинском вузе, а также прививает обучающимся ответственность за принятие решений и осознание необходимости тщательно взвешивать все преимущества и недостатки конкретного решения перед его принятием.
Одним из наиболее значимых препятствий при внедрении проблемно-ориентированного обучения является подготовка тьюторов. Преподаватели, как и все люди, не всегда позитивно реагируют на перемены, так как это предполагает дополнительный труд и ответственность. Роль тьютора для многих преподавателей непривычна, они с трудом ломают своё традиционное представление о собственном месте в образовательном процессе и меняют привычное положение дел. Подготовке тьюторов в КГМУ уделяется особое внимание не только в рамках повышения педагогической квалификации, но и в более широком масштабе по вузу.
РВL занимает больше времени и у студентов, предполагает их большую ответственность, самостоятельность и независимость (но не бездеятельность и бесконтрольность). Тьюторы должны верно расставлять все акценты, разумно аргументировать все положения нового обучения и в итоге сделать процесс перехода более мягким и понятным, в том числе и для студентов. Успех здесь будет зависеть от степени аргументированности, продуманности и ориентированности на всех непосредственных участников образовательного процесса.
Таким образом, эффективность внедрения новых инновационных технологий в медицинском образовании может быть обеспечена только при высоком уровне квалификации преподавателей в области применения инновационных образовательных технологий, способных управлять процессом изменений в контексте медицинского образования.
*Р.C. Досмагамбетова, Ш.С. Калиева, В.П. Риклефс, И.М. Риклефс, А.З. Муратова