Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

КДЦ № 4: система полноценного обследования пациента №1(65), 2014 год

Нина Злаказова

2013 год для Клинико-диагностического центра № 4 был временем серьёзных качественных преобразований. Выстроена новая структура – амбулаторно-поликлиническое объединение, сформирована команда руководителей филиалов и подразделений, растёт профессиональный уровень специалистов. Подробнее о том, что сделано в минувшем году, рассказывает главный врач КДЦ № 4 Ирина Буславская – человек с большим опытом практической и организационной работы в медицине. 

— Ирина Олеговна, как вы оцениваете изменения, произошедшие в возглавляемом вами центре и в целом в медучреждениях столицы?

— В октябре 2013 г. исполнился ровно год с момента присоединения к Клинико-диагностическому центру № 4 пяти городских поликлиник Западного округа, неоднородных по материально-техническому и кадровому обеспечению, с широким кругом проблем, из которых наиболее острыми являлись кадровый дефицит, дефицит оборудования со всеми вытекающими из этого последствиями. Это присоединение произошло в результате реорганизации амбулаторного сектора московского здравоохранения и позитивно отразилось на деятельности вновь созданного объединения. Надо сказать, что только сейчас, впервые за свою 25-летнюю практику, начинавшуюся с советского периода, я поверила в то, что в здравоохранении происходит нечто однозначно позитивное. С 2010 г. началось революционное и беспрецедентное вливание средств в здравоохранение Москвы – то, о чём медики мечтали долгие годы. И я рада, что мне посчастливилось принять участие в таких переменах. 

Благодаря программе модернизации мы решили кадровый вопрос, подняв уровень заработной платы, и за год приняли на работу 247 основных сотрудников и 14 внешних совместителей. Сейчас у нас укомплектованность выше, чем в среднем по городу. Благодаря программе модернизации была решена проблема обеспечения оборудованием: колоссальные вливания привели к тому, что на сегодня у нас все поликлиники укомплектованы практически одинаково. А Центр остаётся местом, где сосредоточены методики экспертного класса. К примеру, кабинеты ультразвуковой диагностики в филиалах осуществляют скрининговые исследования, на базе головного учреждения выполняют экспертные методики, такие как комплексная оценка внутриорганной гемодинамики, дифференциальная диагностика опухолевого и неопухолевого процесса, исследование суставов, сухожилий, мышц, нервных стволов, исследование сосудов до и после реконструктивных операций, прогностическая оценка успешной имплантации эмбриона, контрастная эхогистеросальпингоскопия, 

диагностика аномалий развития плода и пр. Мы открыли во всех филиалах дневные стационары, чего раньше там тоже никогда не было. Доступность специализированной медицинской помощи значительно возросла и на протяжении нескольких месяцев стабильно находится в пределах комфортных сроков. Сегодня наша система работает — это факт.

Мы заставляем наших врачей думать

— Консультационно-диагностический центр задуман как комфортная система полноценного инструментального, лабораторного и врачебного обследования пациента, с минимизацией времени бессмысленных перемещений пациентов, — продолжает Ирина Олеговна. — Для этого сегодня у нас есть все возможности. Но проблемы, как зубы дракона: вырвешь одни, вырастают другие. Что беспокоит нас сегодня? Это — невысокий уровень профессионализма врачей низового звена, и это проблема не только наших поликлиник, а в целом общегородская. Вероятнее всего, это связано с недостатками системы образования. У врачей должна быть внутренняя мотивация на постоянное саморазвитие. К сожалению, высокий уровень заработной платы не является мотивацией для самосовершенствования. Как заставить врачей думать о профессиональном росте, как научить их переживать, сочувствовать? Помню, когда мы учились в ординатуре, для нас было приличным перерабатывать и недополучать. В медицине очень важна преемственность поколений и хорошая школа. В медицине нужны наставники. Сейчас, мне кажется, в медвузах не хватает таких школ, такого подхода к обучению. В целом это, конечно, проблема, выходящая за рамки моей компетенции, но моя проблема — заставить думать тех врачей, которые сегодня пришли к нам работать.

— Каким образом это можно сделать на практике?

— У нас есть консультативное отделение, к работе в котором мы широко привлекаем кафедральных работников. Центр уже много лет сотрудничает с кафедрой ультразвуковой диагностики РМАПО, кафедрой семейной медицины, подписан договор с кафедрой внутренних болезней Московского государственного медико-стоматологического университета, на стадии подписания договор с кафедрой акушерства и гинекологии 2-го Московского медицинского института им. Н.И. Пирогова. Мы стремимся внедрять элементы стационарной методики клинической работы в поликлиниках. Для стационаров характерно наличие профессорских разборов. Это целая система, когда идёт отбор сложных диагностически неясных пациентов, когда врач думает, проводит презентацию, демонстрирует себя, своё умение анализировать, выстраивать алгоритм обследования, профессионально преподносить клинический материал, аргументированно отстаивать свою точку зрения. Здесь работает коллективный обучающий момент, и он имеет колоссальное значение. Мы ввели профессоров наших кафедр в состав консультативного отделения в качестве внешних консультантов и начали внедрять методику профессорских осмотров в филиалах. Первый же опыт показал высокую эффективность такой работы. Пациентке, безуспешно лечившейся в течение полугода и в поликлинике и в стационаре, диагноз был поставлен в течение получаса.

Следующее: мы изменили работу врачебных комиссий в наших филиалах. Ранее на жалобы пациентов отвечали филиалы, зачастую формально, без объективной оценки собственных ошибок из-за добрых отношений друг к другу. Теперь мы организовали разбор жалоб, связанных с недостатками в медицинском обслуживании, с неудовлетворительным лечением, неверной или несвоевременной постановкой диагноза в виде клинических разборов на базе клинико-диагностического центра с обязательным присутствием врачей соответствующих специализированных отделений всех филиалов с использованием системы видеоконференций, с обязательным приглашением пациента, в присутствии ведущих специалистов Центра. При этом все специалисты, отмеченные в жалобе, приезжают в Центр и находятся непосредственно перед лицом членов врачебной комиссии, кафедральных сотрудников. То есть мы стараемся, чтобы разборы жалоб имели не столько карательные последствия, но, прежде всего, давали обучающий и развивающий эффект.

Кроме того, мы проводим цикл обучающих лекций для наших врачей. Летом вместе со специалистами кафедр запустили цикл лекций по системе видеоконференций, широко используемой в ежедневной работе Центра. Прочитан курс лекций «Амбулаторная неврология», курс лекций по сердечно-сосудистой патологии у женщин, по лечению гипертонической болезни. Профессор Р.И. Стрюк, заведующая кафедрой внутренних болезней 3-го Медицинского университета, предложила очень интересный вид интерактивных лекций по лечению гипертонической болезни с разбором клинических задач для участковых терапевтов. Вместе с кафедрой начали внедрять в работу женских консультаций, кардиологов методические рекомендации по ведению женщин с кардиоваскулярной патологией на разных этапах жизни, во время беременности, в климактерическом периоде.

2014 год: профессиональный рост, новые исследования

— Ирина Олеговна, расскажите об основных задачах центра на 2014 г.

— Основные задачи на текущий год следующие:

1) сохранение и развитие экономической эффективности нашего учреждения в условиях перехода на подушевое финансирование. Уже сейчас ясно, что в новых экономических условиях придётся стремительно менять некоторые стереотипы амбулаторной работы;

2) повышение профессионального уровня специалистов первичного звена, селективный отбор лучших и перспективных специалистов. К нам в центр пришло много молодёжи, многие хотят учиться. Я часто говорю своим коллегам: люди в медицине должны приходить на работу не только за зарплатой, но и за социальной реализацией. А социальная реализация врача без профессионального самоуважения и без соответствующего уважения к тебе со стороны коллег и пациентов невозможна.

К задачам 2014 г. относится, конечно же, дальнейшее внедрение стационарзамещающих услуг, а также развитие платных услуг в присоединённых филиалах.

— Успевают ли за всеми новшествами ваши филиалы, чтобы вовремя пользоваться всеми возможностями? И как работает новая техника, установленная по программе модернизации?

— Успевают. По системе видео-связи нашими специалистами постоянно доводится информация по всем аспектам. Уже больше года у нас функционирует полученный по программе модернизации мультиспиральный аппарат МСКТ и более полугода — МРТ. При этом в сентябре мы сделали первую коронарную ангиографию амбулаторно. Я считаю, это прорыв, как раз то, к чему мы шли.

— Это показатель сегодняшней работы второго уровня новой структуры московского здравоохранения. Руководители крупных больниц третьего уровня понимают, что уже сегодня вы берёте на себя многих пациентов, которые раньше попадали к ним.

— Да, это так. К примеру, в 2012 г. мы открыли единственное в Москве аритмологическое отделение, пациентами которого стали больные с нарушением сердечного ритма, пациенты с установленными искусственными водителями ритма. Раньше такие пациенты динамически наблюдались только в стационарах, где проводилась имплантация, при этом им приходилось длительно в течение нескольких месяцев ожидать очереди на приём. Теперь для жителей Западного округа мы это делаем амбулаторно. За год работы в отделении было проконсультировано свыше 7 тыс. пациентов округа, больше ста человек направлено на высокотехнологичные методы лечения (установка искусственного водителя ритма, высокочастотная абляция), сформирован регистр диспансерной группы пациентов с установленным искусственным водителем ритма (свыше 200 человек), которым поверка ИВР проводится амбулаторно на программаторах, приобретённых за счёт средств от хозрасчётной деятельности Центра. Или в результате открытия 77 коек дневного стационара во всех филиалах мы значительно снизили экстренную госпитализацию пациентов диспансерной группы эндокринологического профиля за счёт того, что активно стали лечить этих пациентов в дневных стационарах. Мы открываем различные направления деятельности: создаём новые структурные подразделения, открыли отделение амбулаторной гинекологии, специализирующееся на проблемах женского бесплодия. За 2013 г. из 557 обратившихся женщин забеременели 137 женщин. Мы вводим новые методики: эластография, пункция предстательной железы, наша лаборатория в последние месяцы внедрила более дюжины новых показателей, таких как гомоцистеин (маркёр для определения риска инфаркта и инсульта, такой же важный, как холестерин), это тоже один из показателей развития болезней сердечно-сосудистой системы, 5 новых маркёров онкопатологии (например, маркёр рака мочевого пузыря).

Год назад, до слияния наших поликлиник, очередь к специалистам УЗИ Клинико-диагностического центра № 4 составляла 3–4 месяца. Проведения МС КТ и МРТ люди ждали по полгода, по девять месяцев. Сейчас на УЗИ — 3–5 дней, КТ — 10–20 дней, не больше. Сегодня мы реально вступаем в борьбу за пациента. Во-первых, вступаем в ситуацию беспрецедентной оснащённости и укомплектованности. А во-вторых, уже сейчас находимся в состоянии серьёзной конкурентной борьбы. Мы всё стараемся делать сами, и качественно.

— Именно поэтому вы начинаете борьбу за профессиональные качества врача?

— Абсолютно верно. Я говорю моим коллегам: выживет не сильнейший. Выживет самый профессиональный. Поэтому наша задача — стандартизация. Надо точно и правильно организовать медицинскую технологию первичного звена, чтобы каждый врач был заточен не на самостийное представление о том, что он считает нужным, а на стандартизацию, прописанную по всем правилам.

— Как говорится, любить больного вы его не научите, а быть профессионалом по стандарту — это возможно.

— Вы знаете, врач должен, как психотерапевт, испытывать чувство эмпатии к пациенту. И здесь наше медицинское образование очень отстаёт, и наша медицинская коммуникация тоже чаще всего существует на бытовом, а не на профессиональном уровне. И мы над этим тоже работаем. Я в молодом возрасте стала заведующей сложным отделением больницы. Летальность в те годы была высокая, и именно тогда я поняла: если бы я была пациентом, мне не нужно было, чтобы меня с ласковой улыбкой, поглаживая по руке, отправили на тот свет. Мне будет приятно, если врач меня погладит и пожалеет, но я от него жду другого — профессиональной помощи, чтобы он сделал всё, что от него зависит, чтобы спасти мою жизнь. Поэтому всё-таки стандарты, профессионализм, человеческая порядочность — это основные моменты.

Предмет гордости — профессиональная команда

— А чем вы гордитесь сегодня?

— Горжусь своей командой, горжусь нашим коллективом. Горжусь, что все задачи 2013 г. мы решили и многого добились. Но прежде всего горжусь людьми, их самоотверженностью, потому что главным достижением КДЦ № 4 является создание единой команды, заинтересованной в хорошей работе. Понимаете, кого-то надо всё время толкать в спину, а нашу команду, моих заместителей, заведующих отделениями толкать не надо. И это внушает оптимизм, уверенность в том, что у нас всё получится.

Наши специалисты не однажды становились лауреатами конкурса «Формула жизни». В 2012 г. премию «Специалист года» в номинации «Лучший врач функциональной диагностики» выиграл наш замечательный Константин Иванович Капитонов, полковник медицинской службы, прошедший через Афганистан, заведующий отделением функциональной диагностики, специалист экспертного класса, с 1999 г. — заслуженный врач Российской Федерации, в совершенстве владеющий всеми методами функциональной диагностики. К.И. Капитонов — один из первых специалистов, начавших развивать аритмологическое направление в условиях амбулаторного учреждения, внёсший значительный вклад в развитие стационарзамещающих технологий, создание типовых подходов в обследование и определение тактики лечения больных с нарушениями проводимости и ритма сердца, включая пациентов с искусственными водителями ритма в амбулаторных условиях, инициатор освоения и внедрения в практическую деятельность смежных специальностей (кардиология, функциональная диагностика).

В 2013 г. победителем Фестиваля «Формула жизни» в номинации «Специалист клинической лабораторной диагностики» стал блестящий  заведующий клинико-диагностической лабораторией Центра, профессионал высочайшего уровня, человек широчайшей эрудиции, энциклопедических знаний по лабораторной диагностике, терапии, онкологии, радиологии, в 1993 г. организовавший автоматизированную радиоиммунную лабораторию, которая до 2012 г. функционировала в качестве межокружной гормональной лаборатории и до настоящего времени остаётся крупнейшей по производительности в Европе.

— Ну и традиционно: планы на ближайшее будущее.

— Планов много. Мы все уже перешли в систему подушевого финансирования, и учреждение здравоохранения сейчас проходит очередное испытание. Что мне нравится в нынешнем времени — это то, что прежние заслуги не имеют никакого значения. Ты каждый день должен доказывать собственную состоятельность и состоятельность своего учреждения. Поэтому задача ближайшего года — сохранение экономической независимости лечебного учреждения. В новых условиях сохранение экономической самостоятельности будет означать знак равенства с профессиональной состоятельностью. Потому что удержаться в этой системе сможет только высокопрофессиональное учреждение. Вот это задача на 2014 год. Только при таком раскладе мы сможем обеспечить перспективное развитие лечебного учреждения. Ведь самое страшное — это стагнация. Поэтому нужно сохранить коллектив, сохранить достигнутый высокий уровень жизни и обеспечить экономические предпосылки для движения вперёд.

— Достойная и непростая задача.

— Да, непростая. Но всё, что от нас зависит, мы для этого сделаем. Я очень благодарна Департаменту здравоохранения г. Москвы, потому что именно он реализует на практике всё то, что я считаю абсолютно правильным, он делает колоссальную работу, фактически координируя все наши усилия на местах. Мы живём и собираемся жить дальше в постоянном развитии и сделаем для этого всё, что можем.