×

Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Владимир Травин: «Наша профессия складывается из  двух основных начал — профессионализма и милосердия» №6(63), 2013 год

Геннадий Габриэлян

О современном состоянии средних медицинских учреждений, модернизации здравоохранения и актуальных проблемах подготовки молодых медиков размышляет директор Медицинского училища № 1 Департамента здравоохранения города Москвы Владимир Викторович Травин.

— Среднее медицинское образование в столице находится на очень высоком уровне. Это связано в первую очередь с тем, что медицинские образовательные учреждения сохранили серьёзную материальную базу и развили её. Что касается конкретно нашего училища, то за все двести с лишним лет своего существования сегодня оно находится, пожалуй, в наилучшей форме. Каждый учебный кабинет оснащён в соответствии с самыми высокими требованиями — и профессионально, и технически. Возможности обучения профессии в средних медицинских учреждениях в каком-то смысле даже опережают те, которые существуют в высшем звене. Я бы считал, что человеку, который хочет стать врачом, сначала необходимо пройти этот уровень. Будущий доктор будет ясно видеть, чего и в какой области медицины он хочет достичь, и не станет терять время в высшей школе. Все условия для точного определения того, что именно ты собираешься делать в своей профессии, у нас, в среднем медицинском образовательном учреждении, существуют в полном объёме.

Отрадно, что уровень подготовки абитуриентов, которые приходят к нам со школьной скамьи, стал в последнее время значительно выше. Юноши и девушки делают осознанный выбор. Это вовсе не те люди, которым некуда деться, и потому они идут в медицинское училище. Они готовы состязаться за право обучения у нас: в нынешнем  году, например, на стоматологическом отделении конкурс был пять человек на место — 160 претендентов на 30 мест! Это можно сравнить с конкурсом, существующим, скажем, в МГУ при поступлении на самые престижные факультеты. Хочется сказать, кстати, хорошие слова о новом Законе об образовании: он обеспечил прозрачность всего процесса поступления, и каждый абитуриент мог следить за его ходом в режиме реального времени. Победили, естественно, лучшие, и от них мы на полном основании ожидаем хороших результатов в учёбе. А прилежания с их стороны потребуется много: новая модульная система образования делает непрерывным как процесс обучения, так и контроль за его результатами. Теперь уже не подготовишься к экзамену за ночь — определённую часть каждой дисциплины приходится сдавать чуть ли не еженедельно…

Теперь давайте порассуждаем об инновациях. По моему мнению, инновация в широком смысле — это создание новой модели специалиста, который должен быть убеждён, что медик — это милосердие, это добро. 

Такой воспитательный процесс имеет целью научить человека любить. И не только больного — но и свою мать, своих друзей, преподавателей. Это — новое в нашем подходе к подготовке специалистов. 

Мы утверждаем в них мысль о том, что наша профессия складывается из  двух основных начал: профессионализма и милосердия.

Если же говорить о модернизации медицины, в нашем случае — столичной, и тех инновациях, которые в ней постоянно проявляют себя, то могу сказать, что с этой стороной подготовки наши студенты ежедневно имеют дело в ходе практики. Они работают во многих столичных клиниках; у нашего училища свыше десяти таких баз. Клиники постоянно насыщаются самым современным оборудованием, и всё это наши студенты видят, используют, берут на вооружение.

Замечу, кстати, что оборотная сторона технического прогресса иногда бывает особенно видна в медицине. Если конкретно — в зубном протезировании, одной из главных специальностей нашего училища. Например, столь популярные импланты проявляют себя в разных обстоятельствах по-разному, иногда представляя угрозу для здоровья, вплоть до занесения особого рода инфекции. Вот почему традиционное зубное протезирование отвоёвывает утерянные позиции. Этот процесс, в свою очередь, требует от зубных техников нового мышления и отличного владения профессией.

Отмечу благоприятную конъюнктуру в том, что касается спроса на профессию. Россия начинает наконец приближаться к общемировому стандарту, в соответствии с которым в системе здравоохранения на одного врача должно приходиться четыре медицинские сестры. У нас же в Москве на 50 тысяч врачей приходится 70 тысяч медицинских сестёр — можно представить себе степень востребованности профессии!

Что касается сегодняшних реалий трудоустройства, то, например, соседняя Городская больница № 4, тоже старейшая, основанная ещё в 1763 году по указу Екатерины II, ежегодно принимает на работу около двадцати наших ребят, или четверть всего выпуска. В целом до семидесяти процентов выпускников находит работу в лечебных учреждениях столицы, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы. Остальные поступают в вузы, или идут в армию, или растят детей — но это совсем небольшой процент.

Нельзя не сказать о неоценимой помощи как в организационном, так и в финансовом отношении, которую нам оказывает Департамент здравоохранения Москвы. Мы находимся в постоянном контакте с заместителем руководителя Департамента Татьяной Радиковной Мухтасаровой, и все сложные вопросы решаются в высшей степени оперативно. Прямо скажу, что Департамент постоянно заботится об уровне заработной платы наших преподавателей — а разве это не один из самых главных факторов, обеспечивающих качество учебного процесса? Благодаря новым финансовым механизмам появилась так называемая стимулирующая часть зарплаты, и теперь каждый преподаватель знает, что его труд будет измерен балльной (рейтинговой) системой и всегда оценён по достоинству. В результате базовая заработная плата может увеличиваться в определённых случаях почти вдвое, достигая 50–60 тысяч рублей в месяц. Так что те 66 миллионов рублей, которые мы получили от Департамента здравоохранения города Москвы в прошлом и текущем году, помогли нам и дооборудовать учреждение по последнему слову техники, и удержать на достойной планке уровень оплаты труда тех, кто растит новое поколение медиков.

Вместо послесловия

Директору Московского медицинского училища № 1 Травину В.В. от директора Научно-практического центра медицинской помощи детям с пороками развития черепно-лицевой области и врождёнными заболеваниями нервной системы Притыко А.Г.

Уважаемый Владимир Викторович!
Администрация «НПЦ медицинской помощи детям» Департамента здравоохранения Москвы доводит до Вашего сведения, что в 2012 году приступили к работе в отделениях Центра молодые специалисты — выпускники ММУ № 1.
За время работы они зарекомендовали себя добросовестными и хорошо подготовленными специалистами. Уровень образования в полном объёме соответствует требованиям практической деятельности

Московское медицинское училище № 1: всегда первые
История возникновения Московского медицинского училища № 1 уходит корнями в то время, когда по указу Екатерины II в 1764 году в Москве при Университете был открыт Воспитательный дом, в составе которого было организовано первое в Москве специализированное учреждение — Родильный госпиталь. В 1801 году при Родильном госпитале было открыто учебное заведение, которое назвали Повивальным институтом. Так появился  прародитель медицинского училища номер один. Первым его директором являлся Вильгельм Рихтер, знаменитый акушер и историк медицины. Целью института было обеспечение Москвы и губерний опытными, искусными и образованными повивальными бабками (акушерками). Срок обучения в институте составлял три года. Первый курс приступил к занятиям 1 января 1801 года, что и считается датой основания учебного заведения, а первый выпуск состоялся 21 декабря 1803 года.
В 1954 году, когда все медицинские школы были переименованы в медицинские училища, старейшая московская медицинская школа получила первый номер. Номер, конечно, условный, но коллектив педагогов и студентов учреждения старается постоянно поддерживать планку, быть первыми во всём. Надо сказать, что немногие учебные заведения нашей страны могут сравниться с Московским медицинским училищем № 1 и по возрасту, и по бережному сохранению своей истории, и по верности заложенным традициям, которые передаются от одного поколения преподавателей и студентов другому. За прошедшие годы в Медицинском училище № 1 подготовлено более 60 тысяч специалистов со средним медицинским образованием разного профиля: медицинские сёстры, фельдшеры, санитарные фельдшеры, зубные врачи, зубные техники, акушерки. Благодаря своим выпускникам, в совершенстве овладевшим программой обучения и ставшим впоследствии опытными, высококвалифицированными специалистами, Московское медицинское училище № 1 широко известно не только в России, но и за рубежом. 
Сейчас в училище 586 студентов. После девятого класса они учатся здесь три года десять месяцев, после одиннадцатого — на год меньше. Ещё 650 специалистов проходят переподготовку при отделе повышения квалификации: зубные техники и медицинские сёстры каждые пять лет сдают здесь экзамены на получение квалификационного сертификата. Постоянных преподавателей в штате медицинского училища 49, также здесь трудятся до полутора десятков почасовиков. В училище создана отличная материально-техническая база, которая постоянно модернизируется и обновляется. В оснащённых современным оборудованием кабинетах имеется всё необходимое для высокого современного уровня подготовки студентов. В настоящее время Медицинское училище № 1 возглавляет В.В. Травин.