Санкт-Петербургский медико-технический колледж: время эксперимента №5(62), 2013 год
История среднего медицинского образования насчитывает 295 лет с момента введения медицинских курсов. Эта дата прямым образом связана с ФГБОУ СПО «Санкт-Петербургский медико-технический колледж». Крупнейшее образовательное учреждение СПО в системе Федерального медико-биологического агентства возглавляет опытнейший организатор здравоохранения Марина Власова. На расширенном заседании Коллегии ФМБА России Марине Михайловне за огромный вклад в медицину и многолетний труд в системе ФМБА России был вручён почётный нагрудной знак «Золотой крест ФМБА России». Такие награды жизнь преподносит не зря. Будучи целеустремлённым лидером, Марина Михайловна ведёт вверенное ей учреждение к новому витку развития. Об экспериментальной работе в колледже нам сегодня рассказала его директор.
— Марина Михайловна, медицинским курсам — без пяти лет три столетия. Но нас в большей степени интересует современное развитие подготовки медицинских средних кадров. Как это происходит у вас, учитывая специфику по обучению медицинских работников?
— Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях СПО стало серьёзным испытанием для всех областей профессионального образования. Трудно представить себе сферу профессиональной деятельности, где введение ФГОС было бы в такой же степени сложным, как в подготовке медицинских работников. В то же время практически невозможно представить область, где практико-ориентированное обучение было бы настолько востребовано и оправданно.
К специфике медицинского образования, которую приходится принимать во внимание при реализации ФГОС, необходимо отнести несколько факторов. Вот некоторые из них. Первое — трудноизмеримость результатов обучения, в том числе за счёт значительной части субъективизма в оценке потребителем медицинской услуги. Ожидания пациента далеко не всегда совпадают с приоритетами лечения и ухода. Далее — отсутствие единых алгоритмов обучения, что препятствует формированию единого образовательного пространства. Ещё одна особенность: очевидную нереальность сложно сымитировать в условиях практической деятельности в учебной аудитории. Современные тренажёры позволяют со значительной долей правдоподобия изобразить болезнь и эффект лечения, но их стоимость сегодня довольно высока. Следующий аспект — непредсказуемость результатов медицинского вмешательства. Как бы подробно ни описывался в учебниках каждый клинический случай, на практике он сугубо индивидуален.
— Оценивая перечисленные пункты, какое решение было принято в колледже для улучшения качества подготовки средних медицинских кадров?
— Мы приняли решение о создании сетевой экспериментальной площадки с ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Минобрнауки России (СЭП) по теме «Модернизация организационного и методического обеспечения непрерывного профессионального медицинского и фармацевтического образования». Первоначальную базу СЭП составили различные по духу, истории и профессиональной направленности, но давно и тесно сотрудничающие образовательные учреждения, координатором и вдохновителем которой стал наш колледж.
С первого дня научно-исследовательская работа разделилась на взаимосвязанные направления — научнометодическое сопровождение ФГОС в здравоохранении и повышение квалификации руководителей, преподавателей и методистов медицинских колледжей и учреждений ДПО. Наличие в штате колледжа региональных и федеральных экспертов качества профессионального образования позволило создать уникальную по наполнению программу практико-ориентированного обучения, насытив каждый элемент НИР аспектами медицинской деятельности.
Перечисленные специфические особенности медицинской подготовки заставили нас пересмотреть подходы к работе, определив приоритетными задачами детальную декомпозицию видов профессиональной деятельности до уровня трудовых функций и трудовых действий. Это связано со стремительным развитием отрасли здравоохранения и медицинской науки, ежедневно вводящим в широкую практику новейшую медицинскую аппаратуру и новые лекарства. Закономерно, что каждый элемент профессиограммы потребует разработки эталонного, научно обоснованного алгоритма выполнения и большого набора контрольно-оценочных средств, позволяющих оценить формирование столь важных для каждого из нас профессиональных медицинских компетенций.