Карагандинский государственный медицинский университет: возможности симуляционных методов обучения врача общей практики №5(62), 2013 год
В Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация — главный вектор развития Казахстана» от 27 января 2012 года большое внимание уделено модернизации системы образования и роли внедрения в образовательный процесс новейших технологий и методов обучения.
В последние годы в Республике Казахстан проходят значительные изменения в сфере высшего медицинского образования, которые обусловлены повышением спроса на специалистов высокой квалификации, развитием информационных технологий и ростом инновационной деятельности. Одним из приоритетных направлений в сфере совершенствования уровня подготовки врачей является необходимость развития симуляционной практики с повсеместным обучением врачей практическим навыкам на виртуальных тренажёрах и симуляторах.
Использование симуляционных методов обучения позволяет осознанно выполнять действия в обстановке, моделирующей реальную, повторять и отрабатывать действие неоднократно, достоверно снизить время освоения необходимых методик, отрабатывать клинические навыки и осваивать врачебную практику столь же эффективно, как и с реальными пациентами, однако работа на симуляторах исключает риск непоправимой ошибки, оплаченной здоровьем пациента.
Главной функциональной единицей первичного звена здравоохранения является врач общей практики, призванный оказывать персональную и непрерывную первичную медико-санитарную помощь пациентам и членам их семей независимо от пола и возраста. В настоящее время врач общей практики, кроме терапевтических знаний и навыков, должен обладать базовыми навыками и умениями узких специалистов по хирургии, ЛОР-болезням, кардиологии, функциональной диагностике и так далее, то есть аккумулировать все необходимые знания для оказания медицинской помощи самого обширного диапазона, в связи с чем в системе здравоохранения Республики Казахстан осуществляется Программа по делегированию полномочий от профильных специалистов (кардиолога, невропатолога, офтальмолога, оториноларинголога, онколога, хирурга, инфекциониста, врача функциональной диагностики) врачу общей практики. На современном этапе симуляционные технологии в медицине являются оптимальным форматом обучения с выраженным акцентом на освоение практических умений и навыков.
Использование симуляционных методов внедрено в Карагандинском государственном медицинском университете в 2007 году с момента создания в рамках Государственной программы реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан Учебно-клинического центра, на базе которого осуществляются подготовка, переподготовка и повышение квалификации врачей общей практики клиническим умениям с использованием манекенов, тренажёров и стандартизированных пациентов. В частности, врачи первичного звена используют фантомы и муляжи при отработке алгоритма оказания медицинской помощи больным с острым коронарным синдромом на догоспитальном и госпитальном этапе, алгоритма оказания медицинской помощи больным с бронхообструктивным синдромом и так далее.
Из высокотехнологичных тренажёров в центре используются два симулятора сердечно-лёгочного пациента Harvey, интерактивный симулятор родов Noelle, интерактивные манекены новорождённого HAL-Newborn и ребёнка в возрасте шести месяцев SimBaby, виртуальные манекены ребёнка одного года и пяти лет, два интерактивных манекена взрослого пациента SimMan. Кроме высокотехнологичных моделей в центре имеются модели новорождённых, детей и взрослых для освоения сердечно-лёгочной реанимации, наборы для имитации несчастных случаев, тренажёры для обучения наложению швов на кожу, регистрации электрокардиограммы, проведения аускультации, гинекологического и акушерского осмотра, проведения всех видов инъекций и осуществления сестринских манипуляций, позволяющие врачам общей практики овладевать необходимыми специфическими умениями и навыками.
Наряду с подготовкой и переподготовкой специалистов первичного звена в рамках проекта по реализации Программы делегирования полномочий в Учебно-клиническом центре университета с использованием симуляционных методов обучения были подготовлены 86 тренеров — представителей всех медицинских вузов и колледжей страны, из числа которых были сформированы выездные бригады для работы по всей территории Республики Казахстан, согласно дорожной карте Минздрава.
Таким образом, в целях развития первичной медицинской помощи в Республике Казахстан проводится обширная планомерная работа по совершенствованию образовательных программ, форм и методов подготовки специалистов амбулаторно-поликлинического сектора, а применение методов имитационного моделирования является отражением новейших медицинских технологий, которые позволяют решать широкий круг задач практического обучения, давая возможность врачу повышать свою квалификацию без рисков для жизни реальных пациентов.