Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Уникальные направления деятельности ГКБ № 24 №4(61), 2013 год

Алиса Лузгина

В Москве существуют медицинские учреждения, отделения которых являются одними из самых сильных, а иногда и единственными в масштабах района, города или даже страны. В ГКБ № 24 таких отделений несколько, в связи с чем пациенты приезжают сюда не только со всей России, но и из-за рубежа. О функционировании этих отделений нашему журналу рассказали главный врач больницы Григорий Владимирович Родоман и заместитель главного врача по оказанию хирургической помощи Евгений Константинович Наумов. 

У больницы есть имя

Евгений Наумов (Е.Н.): Городская клиническая больница № 24 — одно из старейших медицинских учреждений в нашей стране, она была основана в 1775 году по указу российской императрицы Екатерины Второй. Поэтому с самого начала она называлось Екатериненской больницей, а в 1833 году, при переезде в новое здание на Страстном бульваре, где она находилась до 2009 года, была переименована в Новоекатериненскую. В 2009 году был построен новый корпус, в котором мы сейчас и располагаемся. Таким образом, через два года нашей больнице исполнится 240 лет. 

ГКБ № 24 — многопрофильное медицинское учреждение, основным направлением которого на протяжении последних тридцати лет является колопроктология, и уже в течение большого периода Городская клиническая больница № 24 является московским центром колопроктологии. На заре развития лапароскопической хирургии наша больница была одним из первых лечебно-профилактических учреждений не только в России, но и во всём мире, где стали применять эту методику при заболеваниях ободочной и прямой кишок. Это началось в 1993 году. Чтобы понять, насколько велик наш опыт в выполнении лапароскопических операций при этих заболеваниях, могу сказать, что ещё в 2000 году у нас была проведена тысячная операция. Мы собирали данные и обнаружили, что на тот момент ни у кого не было такого количества операций, проведённых лапароскопическим способом на прямой кишке. Разумеется, за тринадцать лет, прошедших с того времени, операций выполнено ещё больше, это наш конёк. В настоящий момент ведущими учреждениями в стране, оказывающими помощь в этой сфере, являются ГНЦ колопроктологии и наше учреждение. К нам обращаются многие граждане со всей страны, потому что у больницы есть имя, многие хотят сюда попасть, и мы никому не отказываем. Некоторые обращаются из-за рубежа. 

У нас есть консультативно-диагностическое отделение, где осуществляется приём амбулаторных пациентов. Также имеется пять хирургических колопроктологических отделений и одно колопроктологическое отделение консервативного лечения. В этих отделениях оказываются все виды помощи по колопроктологии, начиная от общей проктологии и заканчивая серьёзными заболеваниями ободочной и прямой кишок. Операции выполняются при онкологических и доброкачественных заболеваниях. У нас в распоряжении десять операционных, оснащённых по последнему слову техники, — там и выполняются все операции. Все операционные оборудованы видеолапароскопическими стойками, электрохирургическими аппаратами ЛигаШу, ультразвуковыми скальпелями. Все расходные материалы, используемые нами, также самого высокого качества.

Больница оказывает колопроктологическую помощь круглосуточно как экстренно, так и в плановом режиме. К нам направляют больных из других учреждений, некоторые пациенты обращаются сами. Если нужно сделать лапароскопическую операцию ночью и для этого есть показания — с этим нет никаких проблем. 

У нас есть чрезвычайно мощное эндоскопическое отделение, выполняющее эндоскопические исследования на желудочно-кишечном тракте, диагностические манипуляции в жёлчевыводящей системе. Хирургические операции по удалению полипов, доброкачественных опухолей из желудка, ободочной и прямой кишок тоже проводятся в эндоскопическом отделении. Это отделение работает круглосуточно. В круглосуточном режиме работают отделения рентгенологическое и ультразвуковой диагностики. В рентгенологическом отделении выполняются все виды рентгенологических и лучевых исследований. Также у нас есть компьютерная томография и мангитно-резонанская томография. Наше отделение реанимации достаточно хорошо оборудовано дыхательной аппаратурой, мониторами, дозаторами и другой необходимой техникой. И, естественно, у нас есть анестезиологическая служба, которая обеспечивает весь спектр выполняемых в клинике операций, а также хорошо оснащённая клиническая лаборатория, где выполняются все виды лабораторных исследований. 

В нашем учреждении имеется хирургическое отделение, которое оказывает помощь по общей хирургии: выполнение плановых операций при заболеваниях желудка, жёлчного пузыря, жёлчевыводящих путей, поджелудочной железы. Вообще, здесь довольно широкое направление деятельности. Помимо плановой общей хирургии, мы также работаем с острыми заболеваниями: острый аппендицит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, осложнённой перфорацией или кровотечением, и другой ургентной патологией органов брюшной полости. Добавлю, что это отделение тоже работает и в экстренном, и в плановом порядке. Большинство операций в отделении также выполняются лапароскопическим методом. Доля лапароскопических операций при заболеваниях, которые я перечислил, минимум 95%, и 5% выполняются открытым способом.  

Хороший уровень обеспечивают хорошие специалисты

Е.Н.: В Городской клинической больнице № 24 есть также отделение флебологии, где мы лечим варикозную болезнь, и это направление, которое появилось у нас с приходом новой администрации, находится на очень высоком уровне. Флебологическую помощь обеспечивают специалисты, имеющие большой опыт в этой сфере. Мы обеспечиваем полный цикл флебологической помощи, начиная от первичного осмотра при помощи ультразвуковой диагностики и заканчивая разными видами оперативного лечения. Даже классическая флебэктомия выполняется у нас по современным методикам, малоинвазивными способами — через малые разрезы, в основном проколы. И также мы используем такие современные способы лечения, как эндовазальная лазерная коагуляция вен, во время которой вены мы не удаляем. 

В результате таких операций не требуется длительной госпитализации, а операция с применением лазера вообще проводится в амбулаторном режиме, то есть мы отпускаем пациента домой в день операции. При этом способе лечения не нарушается работоспособность человека — он может выйти на работу на следующий день. Подвижность не ограничивается, постельного режима нет даже после классических флебэктомических операций. Естественно, выполняются все виды склеротерапии, начиная от микросклеротерапии сосудистых «звездочек» до облитерации варикозных вен. Также у нас применяется эндовазальная лазерная коагуляция геморроидальных узлов. Это достаточно новое и мало ещё кем активно используемое направление. Мы лечим этим способом с очень хорошим эффектом, у нас есть на него патент, полученный одной из кафедр, работающих на базе нашего учреждения. 

Любой флебологический больной может обратиться к нам напрямую и получить консультацию, все операции, входящие в ОМС, для пациента бесплатны, не важно, где он живёт. Естественно, те, операции, которые не входят в ОМС, например лазерная коагуляция, выполняются по хозрасчёту. 

Сейчас у нас больше 100% выполнения плана пролеченных больных по всей больнице, в том числе и по хирургическим направлениям. Нас спасает то, что очень многие флебологические операции идут в амбулаторном режиме. В год у нас выполняется порядка 6000 хирургических операций, и их становится всё больше и больше, особенно с появлением новых профилей. Увеличение операций связано в первую очередь с распространённостью соответствующих заболеваний (так, например, больше 50% населения страдает различными видами варикозной болезни), поэтому потребность в медицинских учреждениях, оказывающих данную специализированную помощь, постоянно растёт. 

Ещё одна распространённая современная патология — это болезни щитовидной железы. У нас существует направление эндокринной хирургии, где выполняются все виды операций на щитовидной железе; есть группа хирургов, которая занимается этим на самом высоком уровне.

Григорий Родоман (Г.Р.): Благодаря модернизации нашу больницу за короткий промежуток времени — три года — наполнили такой аппаратурой, о которой мы никогда даже не мечтали. Во всё это были вложены огромные деньги, и, как показывает практика, всё это даёт в настоящее время замечательный результат. Мы получили лучшие, более точные методы диагностики. Мы можем использовать более современные методы лечения. Если бы этой программы не было, мы и сегодня работали бы на старом оборудовании и многое из того, что можем делать, было бы нам недоступно. 

Наша клиника работает в системе обязательного медицинского страхования, и любому пациенту, имеющему полис ОМС, предоставляется возможность лечения в нашей больнице, независимо от места жительства. Помимо этого, в последнее время, не ущемляя этот спектр, мы оказываем услуги по добровольному медицинскому страхованию. За последний год больница заключила договоры со всеми крупными компаниями, работающими в сфере ДМС, до этого у нас не велась такая работа. Естественно, помимо ДМС есть возможность лечиться по хозрасчёту, в нашей больнице существует отдел платных услуг. Любой пациент, который хочет получить помощь в ГКБ № 24 по хозрасчёту, может её получить. 

Научить соблюдать стандарты  можно

Е.Н.: На базе нашего учреждения работает несколько кафедр. Одна из них — кафедра общей хирургии лечебного факультета РНИМУ имени Н.И. Пирогова, и наш главный врач является профессором этой кафедры. Также у нас есть кафедры внутренних болезней РНИМУ имени Н.И. Пирогова, ультразвуковой диагностики и хирургии РУДН, рентгенологии. Здесь ведётся активная научная работа. Мы регулярно участвуем в научно-практических конференциях как в России, так и за рубежом, представляем свои работы, публикуем большое количество научных статей, методических рекомендаций, поэтому наша деятельность по своему профилю хорошо известна. В мае этого года ГКБ № 24 была отмечена грамотой Департамента здравоохранения на ежегодном конгрессе московских врачей. Награждённых на этом мероприятии больниц было очень немного, примерно пять-шесть, и среди этого малого количества — наша.

Коллектив у нас большой и, надо отметить, квалифицированный — это сплав молодости и опыта. В хирургической службе работают двадцать кандидатов медицинских наук и пять докторов медицинских наук; 34 врача имеют высшую квалификационную категорию, 12 — первую, 7 — вторую. Также в наших рядах трудится заслуженный врач России. Все заведующие отделениями — высококвалифицированные хирурги, все хирурги младше 60 лет. Текучесть кадров у нас минимальная, среди врачей она практически отсутствует. Это достигается за счёт хороших условий работы, достойной заработной платы и активной работы нашего профсоюзного комитета, который осуществляет различные социальные программы, например, по поддержке многодетных семей сотрудников. 

Г.Р.: Кроме того, на кафедрах у нас работают высококвалифицированные специалисты, да иначе и нельзя, ведь эти люди преподают свою специальность. Преподавать постоянно одно и то же невозможно, так как наука двигается вперёд, и особенно стремительно она развивается последние десять лет, поэтому, когда учёные непосредственно участвуют в лечебном процессе и жизни больницы, это даёт весьма заметные преимущества. Кроме того, это лишние руки — мы работаем с ними по договору, они вне нашего штатного расписания, но встраиваются в лечебный процесс. Больница старается создать им нормальные условия для выполнения ими своих служебных обязанностей, а сама, в свою очередь, получает помощь высококомпетентных в своей области кадров. Кроме того, во многих ситуациях кафедры они являются идеологами развития того или иного направления. Эти люди наиболее квалифицированно могут подсказать, в каком направлении необходимо развивать ту или иную область, какие новые современные технологии нам необходимо внедрить в нашу лечебную практику. 

Е.Н.: У нас хорошо поставлен процесс обучения медицинских кадров. В каждом отделении работают 2–3 хирурга, владеющих всем спектром оказываемых там операций, а молодёжь, воодушевляясь таким примером, естественно, профессионально растёт. Что немаловажно — у нас очень хорошо поставлен процесс обучения. Нет такого, чтобы все операции выполнял только заведующий отделением, а молодые кадры были бы на подхвате. У нас учатся все, и мы стараемся сделать так, чтобы все врачи умели выполнять все виды операций, чтобы обеспечивалась полная взаимозаменяемость. Разумеется, руководители отделений берутся за самые уникальные и сложные случаи, но нет такого, чтобы всё было в одних руках, потому что заведующий может заболеть, уйти в отпуск или уехать в командировку, а лечебный процесс должен сохраняться на высоком уровне. 

Сейчас у нас активно развивается дневной стационар, он функционирует с перевыполнением плана. Благодаря тому, что уменьшается койко-день, у нас появляется возможность помочь большему количеству пациентов. 

Г.Р.: Существуют новые технологии, которые нужно использовать. Нужно брать технологии на самом современном уровне и внедрять их в нашей больнице для того, чтобы получить достойные результаты. Мы должны следовать определённым стандартам оказания медицинской помощи, потому что сделать из каждого врача Пирогова сложно, а вот воспитать врачей так, чтобы они соблюдали разработанные стандарты, можно. И, собственно, мы этим и занимаемся — на основе разработанных стандартов оказания хирургической и других видов помощи делаем свои, внутренние стандарты с учётом нашей аппаратуры и квалификации врачей. Вводя внутренние стандарты, мы поднимаем качество лечения. И, в конечном счёте, оказывается, что, в какие бы руки человек ни попал, он получит квалифицированную и специализированную помощь в соответствии с общемировыми и общероссийскими стандартами вне зависимости от того врача, который будет его лечить. Мне кажется, это важно, потому что все ищут самого лучшего врача, а у нас все врачи квалифицированы и все они соблюдают стандарты лечения наших больных. 

Больные благодарны Правительству Москвы

Г.Р.: Для жителей Восточного округа у нас проводится лечение по программе «Гемодиализ». Сейчас у нас 163 пациента, и мы работаем круглосуточно, в три смены. Это пациенты, у которых нарушена функция почек, в связи с чем шлаки из их организма выводятся при помощи специальной аппаратуры. Некоторые из них ждут пересадку почки. 

Также у нас есть единственное в Москве отделение аллергологии-иммунологии. К нам попадают пациенты с аллергией, и мы проводим антирабическую вакцинацию против бешенства пациентам, у которых отягощённый аллергоанамнез либо в прошлом они уже получали вакцинацию. Прививку от бешенства можно получить везде, а если эта прививка может вызвать определённые осложнения, в частности аллергические, вплоть до шока, — она выполняется у нас. Для этого важна очень высокая квалификация специалистов, которая включает в себя готовность оказать помощь при тяжёлой аллергической реакции.

Но самое уникальное отделение в нашем учреждении — это отделение реабилитации стомированных больных. Это пациенты, которым была проведена операция на кишечнике, и кишечная стома была выведена в переднюю стенку, то есть человек осуществляет естественные надобности через эту кишечную стому. Это довольно серьёзная социальная проблема, и мы являемся единственным учреждением в Москве, которое занимается реабилитацией таких больных, которых в городе более 9000 человек. 

Это городская программа, по-этому любой житель Москвы имеет право обратиться в нашу больницу, получить бесплатную консультацию и, кроме того, получить определённое количество бесплатных калоприёмников. Если бы эта программа не работала, стомированные больные страдали бы во много раз больше. На Западе существует даже особая специальность по данной проблеме. И это действительно важно. Наше отделение стомированных больных было создано первым в стране, второе подобное находится в Санкт-Петербурге. Мы организовали работу по обучению пациентов и их родственников по уходу за стомой. Более того, у нас есть адресная доставка для тех людей, которые не могут добраться к нам сами. За неделю к нам обращается до 700 пациентов, а обучающая школа проводится еженедельно для 50–60 человек. И все больные очень благодарны Правительству Москвы за решение такого насущного вопроса. Впрочем, всё, что делается в Городской клинической больнице № 24 на протяжении почти двух с половиной веков, было и остаётся важным для москвичей и жителей других регионов нашей страны.