Ставропольской СПК — 70 лет! №1(58), 2013 год
К юбилейной дате коллектив станции проанализировал результаты прошедших лет, которые оказались успешно умноженными. Причину прогресса раскрыла главный врач станции Марина Губанова: «Модернизационные шаги заметно изменили содержание и качество нашей станции».
— Марина Николаевна, предлагаю вспомнить и описать прошлое станции, её далекое, каким оно было?
— Служба крови в Ставропольском крае начала свою деятельность с открытия в 1933 году кабинета переливания крови в городской больнице г. Пятигорска. Тогда же было проведено первое переливание донорской крови в крае. И уже через десять лет открыта краевая станция переливания крови в Ставрополе. В 1960 году построено новое здание краевой станции переливания крови. 1978 год был связан с введением метода донорского плазмафереза, а через год начался выпуск антистафилококковой плазмы.
В конце 80-х была открыта первая в Ставропольском крае лаборатория диагностики СПИДа.
— А чем отличны и знаменательны современные дни станции?
— Они знаменательны модернизацией, за счёт которой мы заметно увеличили процент заготовки крови и её компонентов. Так, когда-то мы заготавливали 5 тонн в год, а сегодня эта цифра увеличена до 20 тонн. Участниками федеральной программы по модернизации службы крови мы стали в 2010 году. Была проведена масштабная реконструкция СПК, включающая переоснащение и ремонт здания. К нам поступило новое современное оборудование общей стоимостью 186 млн рублей, в том числе пятиместный мобильный комплекс. Было налажено информационное сообщение при помощи программы АИСТ. Последний итог: в прошлом году мы перевыполнили план по заготовке крови от запланированных 17 тонн до 22. Получена морозильная камера для хранения, что позволило увеличить процент карантинизации, на сегодня вся продукция станции проходит ПЦРобследование. Сегодня я могу смело сказать, что у нас высокий показатель выдачи качественной продукции — 99, 9%.
Ещё один факт из жизни станции вызывает у нас гордость. В 2006 году мы первые в России и в Восточной Европе приобрели вирус-инактиватор плазмы. А уже с 2008 года этот аппарат стал обязательным пунктом в программе модернизации службы крови.
— Первоиспытателям всегда труднее. Почему было принято решение опережать события?
— Необходимость этого приобретения была связана с геополитическим расположением края, в частности, с близостью таких республик, как Дагестан, Чечня, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Ингушетия, где, к сожалению, часты межнациональные конфликты и связанные с ними кровопролития. Да, сейчас там все СПК модернизированы, а в те годы ситуация была близка к катастрофической. Не имея своих возможностей, коллеги из соседних республик обращались к нам за помощью. Будь это наводнение, селевой сход, взрывы — мы всегда протягивали руку помощи, отдавая запасы крови для пострадавших. Причем частота таких ситуаций не позволяла ждать карантинных сроков — до полугода, а при помощи инактиватора удавалось работать, как говорят, с колес.
— Получается, что ваш коллектив готов к любым испытаниям?
— Именно так. Мы готовы работать в любой ситуации, даже экстренной. В Ставрополье нет недостатка в донорах. По силам нам и большие донорские притоки — справлялись с очередью и в 150, и в 300 человек. И наши сотрудники не боятся трудностей. В этой связи я люблю говорить так: кто пришел и ушел, тот просто не рожден для службы крови, а кто задержался у нас, тот уже остается надолго. В нашем коллективе есть такие примеры.