×

Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Спецполиклиника ЛИИ им. Громова в Жуковском: каждого пациента мы знаем в лицо №7(50), 2010 год

Нина Злаказова

В подмосковном Жуковском есть Спецполиклиника Лётно-исследовательского института имени М.М. Громова, которая в течение всех 67 лет существования занимается проблемами здоровья авиаторов и авиационной медицины. Сама поликлиника по сути является частью богатой истории советской и российской авиации. О замечательных моментах её прошлого, о её настоящем рассказывает главный врач спецполиклиники ФГУП ЛИИ им. Громова Геннадий Васильевич Гудыно.

— Вся деятельность нашей поликлиники связана с испытательной авиацией. Сейчас к нам обращаются за медицинской помощью порядка тридцати Героев России и Героев Советского Союза, которые получали свои звания за испытательные полёты.

В истории поликлиники немало славных страниц, и одна из них связана с первыми космонавтами страны Юрием Гагариным и Германом Титовым! У нас на территории до сих пор сохранилось старое здание бывшей центрифуги, где они проходили испытания, готовились к полёту. Сейчас оно морально устарело, но мы всегда помним, что первые космонавты планеты жили у нас на третьем этаже и проходили здесь все необходимые обследования.

В поликлинике работают около 80 врачей и 70 человек среднего медперсонала. У нас проходит врачебно-лётную экспертизу лётный состав: лётчики, штурманы, техники и бортпроводники. Это самое главное в нашей работе.

Распорядок работы выглядит примерно так: с утра лётный состав вне всякой очереди идёт на комиссию – годовую, полугодовую, контрольную. Комиссий много, поэтому нагрузки хватает. Потом идёт диспансеризация по профессиональной вредности, и следом начинается приём больных. Поликлиника рассчитана на 500 посещений в смену, а работаем мы в две смены.

Кроме того, на территории нашего аэродрома в Жуковском есть отделение по медицинскому обеспечению безопасности полётов. Его задача — обеспечить максимальную медицинскую безопасность полётов, наш персонал хорошо обучен, мы имеем все виды лицензий на этот вид медицинской деятельности. Наши специалисты дежурят у спасательного вертолёта вместе со спасателями. Если возникает нештатная ситуация, наш вертолёт вылетает в зону ответственности аэродрома (а это большая зона) и оказывает помощь по всем медицинским и авиационным канонам.

История поликлиники начиналась ещё в 1943 году, когда был создан медпункт на аэродроме в Жуковском, потом появился медико-санитарный отдел института, а с середины 50-х годов начала работу врачебно-лётная экспертная комиссия.

Первое здание поликлиники было построено в 1960 году. Сегодня, работая как подразделение лётно-исследовательского института, поликлиника осуществляет медицинское обеспечение многих организаций, которые носят имена замечательных конструкторов: Туполева, Яковлева, Сухого, Громова. Работать со специалистами этих организаций бывает непросто: все они научные сотрудники, и их проблемы со здоровьем (гипертония, сердечно-сосудистые заболевания) связаны не с физическими нагрузками, а с интенсивной работой мозга. Как правило, это заслуженные люди, доктора и кандидаты наук, и мы уделяем им большое внимание.

Хочу рассказать о специалистах поликлиники, которые часто просто уникальны. От их квалификации зависит успешное разрешение любой ситуации.

Основная тяжесть руководства лечебным процессом, проведением большого объёма профилактических мероприятий лежит на заместителе главного врача по медицинской части, враче высшей квалификационной категории Ларисе Ивановне Майоровой.

У нас есть молодой врач-эндо­скопист, настоящий самородок, Александр Наумов. Вот один из случаев: во время прохождения ВЛЭК одним из лётчиков Александр Алексеевич обнаруживает у него полип желудка, проводит операцию, отправляет материал на гистологию, делает всё, что необходимо с точки зрения современной медицины. Пациент первые полгода находился у нас на строгом контроле, и сейчас он прекрасно летает, прекрасно работает.

А нашу врачебную лётно-эксперт­ную комиссию возглавляет Любовь Гламазда: она начинала в поликлинике медицинской сестрой, потом окончила институт и вернулась к нам, всю жизнь фактически проработав в авиационной медицине. Любовь Михайловна знает каждого лётчика с того момента, как только он к нам приходит, дальше ведёт его через все комиссии, рекомендует стационар, если необходимо, нужные обследования и лечение. Как бы ни менялось время, мы считаем, в будущем необходимо сохранять в нашей медицине ответственность и преемственность традиций. Наш врач знает каждого лётчика: что у него в семье, какие проблемы возникают со здоровьем, предполагает, какие болячки могут возникнуть в будущем и что нужно предпринять, чтобы сохранить его профессиональное и человеческое здоровье.

Любовь Васильевна Арутюнова, специалист по УЗИ-диагностике, общий стаж в поликлинике около 50 лет, прекрасно знает специфику авиационной медицины.

Эрика Александровна Глотова, врач-рентгенолог: на конференциях 4-го медицинского округа, объединяющего Жуковский, Люберцы, Раменское, Бронницы, её снимки всегда признаются лучшими, и в диагностике ей нет равных и в городе, и в округе.

Функциональная диагностика: Людмила Крючкова. Людмила Николаевна проверяет толерантность к физической нагрузке, лётчики наши хорошо знают её знаменитый велосипед, ЭКГ, допплеровское исследование сосудов головного мозга.

Нина Борисовна Селезнёва, окулист. Слава о ней идёт далеко за пределами нашей поликлиники. И такое можно сказать о многих, многих наших докторах.

Вот, например, наш отоларинголог Лидия Владимировна Романова: ей 83 года, она до сих пор ведёт приёмы, применяет как новые, так и опробованные ранее методы лечения, в прошлом году отучилась, подтвердила свою высшую категорию, получила сертификат и имеет прекрасные результаты по лечению пациентов.

Не могу не вспомнить тех, на ком держалась история поликлиники. Мы и сейчас храним память о медицинской сестре Людмиле Михайловне Васиной, заслуженном работнике здравоохранения Московской области, человеке с феноменальной памятью, знавшем в лицо и по имени любого нашего пациента. Когда приходил в поликлинику молодой доктор, Людмила Михайловна брала его за руку и вела в музей нашего института. Всех заслуженных лётчиков-испытателей она называла запросто по именам, потому что имела на это право. После посещения музея молодой врач сразу понимал, что он пришёл не в рядовую поликлинику, что здесь спрос особый и отношение к делу должно быть особенное.

В работе любого медицинского учреждения очень многое зависит от руководства предприятия, тем более у нас. Несмотря на то что наш институт сейчас проходит акционирование и на это нужно очень много средств, руководители института Павел Николаевич Власов, начальник института, герой России, заслуженный лётчик-испытатель, и его первый заместитель Сергей Терентиевич Ангельчук с пониманием относятся к потребностям поликлиники. Впервые за несколько десятков лет принято решение о закупке для поликлиники современного рентген-аппарата и сканера УЗИ.

Развитие спецполиклиники ЛИИ им. Громова в будущем, я думаю, связано с указом президента о создании национального центра авиастроения. Ведь без медицины авиация существовать не может. При создании объединенной авиационной корпорации было запланировано строительство медицинского центра на базе поликлиники. И место предварительно определено достойное – на базе знаменитой гагаринской центрифуги. В связи с финансовым кризисом реализация этих планов пока приостановлена, но я верю, что в будущем они успешно претворятся в жизнь.