Новгородский областной противотуберкулёзный диспансер — средоточие передового опыта отечественной фтизиатрии №7(50), 2010 год
Официальной датой открытия ГУЗ «Новгородский областной противотуберкулёзный диспансер» является 1969 год, а первые пациенты поступили сюда в январе 1970 года. Но эти сорок лет — лишь часть истории фтизиатрической службы Новгородской области, начало которой было положено в 1918 году.
Именно тогда при городской инфекционной больнице появились первые фтизиатрические койки, а в 1926 году структура была реорганизована в противотуберкулёзный диспансер. Тогда же был заложен фундамент фтизиатрической службы региона: организовывались мероприятия по выявлению и профилактике заболеваемости, была развёрнута широкая санитарно-просветительская работа, проводились благотворительные мероприятиия. В 1941 году фтизиатрическая служба была эвакуирована в город Боровичи, а в 1969 году в Великом Новгороде был открыт вновь построенный областной противотуберкулёзный диспансер, который возглавил К.В. Холмский. С первых дней работы учреждение отличалось высоким профессионализмом сотрудников, вниманием к новым технологиям, отличными показателями охвата населения диагностическими и профилактическими мероприятиями.
С 1981 года диспансер возглавляет Анатолий Карпов, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ.
— Анатолий Васильевич, какие особенности сегодня характеризуют систему фтизиатрической помощи Новгородской области?
— В 1991 году на территории Новгородской области было создано ТМО «Фтизиатрия», объединившее в единую вертикаль семь противотуберкулёзных учреждений общей мощностью 950 коек. В результате оптимизации структуры на сегодняшний день осталось шесть противотуберкулёзных учреждений общей мощностью 605 коек. Сегодня в состав объединения входят три противотуберкулёзных диспансера, областная противотуберкулёзная больница «Шереховичи», противотуберкулёзный санаторий «Велебицы» и детский противотуберкулёзный санаторий «Хвойное». Головным учреждением является ГУЗ «Новгородский областной противотуберкулёзный диспансер». Ежегодно в этих учреждениях проходят лечение и реабилитацию около двух тысяч пациентов.
Создание этой системы позволило нам сохранить и развить передовой опыт отечественной фтизиатрии, что подтверждено и цифрами. На сегодняшний день мы имеем один из самых высоких показателей охвата профилактическими осмотрами на Северо-Западе России (75–78%), вакцинации против туберкулёза новорождённых (98–99%) и туберкулинодиагностики детей, а по результативности лечения Новгородская область входит в десятку лучших территорий страны. При этом общие показатели заболеваемости уже не первый год остаются ниже среднереспубликанского уровня на 20–24%. В 2009 году коллектив диспансера получил благодарственное письмо губернатора области за высокие показатели по предупреждению распространения туберкулёза на территории региона.
— Какие подразделения входят в структуру диспансера, какие функции выполняются каждым из них?
— В настоящий момент ГУЗ «НОПТД» состоит из четырёх стационарных отделений (в том числе детского) и диспансерного отделения на 175 посещений в смену, в состав которого входит дневной стационар на 20 коек для контролируемого лечения малых форм туберкулёза. Также в структуре диспансера имеются параклинические отделения (рентгенодиагностическое, функциональной и ультразвуковой диагностики), клинико-биохимическая и бактериологическая лаборатории.
Для выявления туберкулёза внелёгочных локализаций ведутся специализированные приёмы узких специалистов (фтизиатр по внелёгочным локализациям туберкулёза, оториноларинголог, окулист, уролог, гинеколог).
— Анатолий Васильевич, специалисты фтизиатрической службы Новгородской области одними из первых в России начали участвовать в международных программах по профилактике и лечению туберкулёза. Расскажите, что дало вам это сотрудничество, какой позитивный опыт был получен в ходе этой работы?
— Наше сотрудничество с международными организациями (ВОЗ, Глобальный фонд, Комитет зелёного света) было начато в 2000 году и дало нам возможность оснастить современным оборудованием противотуберкулёзные учреждения и лаборатории общей лечебной сети, получить противотуберкулёзные препараты для лечения больных с множественной лекарственной устойчивостью.
Но в ходе этой работы нам нередко приходилось доказывать свою позицию, отстаивая приоритеты отечественной фтизиатрии (флюорография, вакцинирование БЦЖ) в условиях напряжённой эпидемиологической ситуации. Достаточно сравнить показатели заболеваемости, чтобы понять, что в наших условиях часто неприменимы те стратегии профилактики и сдерживания туберкулёза, которые хорошо зарекомендовали себя в Европе. Ведь туберкулёз — это в какой-то степени социальный барометр, и при уровне заболеваемости 80 случаев на 100 тысяч населения было бы крайне недальновидно отказываться от доступных и эффективных методов диагностики и профилактики ТБ.
Я сторонник активного обмена опытом, но нужно уметь видеть ситуацию в целом — возможности экономики, состояние общества — и только после этого внедрять передовые наработки Европы, Японии, США. И я рад, что нам удалось прийти к компромиссу с коллегами и совместными усилиями создать эффективную рабочую стратегию повышения уровня фтизиатрической помощи населению.
— Какие методы выявления и лечения туберкулёза вы используете в своей работе? Как удаётся преодолевать проблему ТБ-ЛУ/ТБ-МЛУ?
— В диспансере имеются все необходимые службы для обеспечения диагностики туберкулёза. На базе рентген-флюорографического отделения выполняются уникальные методы исследования органов грудной клетки, флюорографические обследования с минимальной дозой облучения. В отделении имеется передвижная флюорографическая установка, предназначенная для проведения мобильного обследования населения с целью раннего выявления туберкулёза, рака, различных лёгочных и сердечно-сосудистых заболеваний. В клинико-биохимической лаборатории проводится широкий спектр исследований, в 2010 году внедрена новая методика дифференциальной диагностики плевритов методом исследования плевральной жидкости на аденозин-дегидрогеназу. С целью диагностики и выявления туберкулёза широко применяются иммуноферментные методы исследования. В бактериологической лаборатории определяется чувствительность микобактерий туберкулёза к противотуберкулёзным препаратам для назначения адекватного лечения и его своевременной коррекции.
Подготовлена проектно-сметная документация на расширение площадей бактериологической лаборатории для приведения её в соответствие с современными санитарно-гигиеническими требованиями, внедрения новых технологий диагностики туберкулёза с использованием БАКТЕК и микрочипов.
Что касается проблемы МЛУ, то сегодня нужно искать методики, которые позволяли бы усиливать резистентность организма и снижали мутации. Но и здесь существуют проблемы: из-за отсутствия достаточной законодательной базы многие перспективные методики официально не разрешены. МЛУ можно и нужно преодолеть, но делать это нужно грамотно, поэтапно, внедряя новые методы, в том числе и с использованием нанотехнологий, и не боясь при необходимости отходить от норм стандартизации. Это не только моё мнение, но и многих учёных и врачей-практиков, посвятивших многие годы борьбе с этим грозным заболеванием.