Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Сергей Макаров: «Высокое качество нашей медицины делает её привлекательной для пациентов!» №4(47), 2010 год

Екатерина Шипицина

Этими словами начальник Региональной дирекции медицинского обеспечения Октябрьской железной дороги ОАО «Российские железные дороги» дал оценку уровню железнодорожной медицины. Сергей Макаров более 30 лет посвятил медицине железнодорожников, 10 из них руководит медицинским обеспечением на одной из семнадцати российских железных дорог. В его подчинении 6 тысяч врачей и среднего медицинского персонала. А обслуживаемый контингент — около 250 тысяч человек. О географии Октябрьской железной дороги, об экзаменах на прочность и о литературном увлечении историей Сергей Викторович рассказал в интервью нашему журналу.

— На сегодняшний день на полигоне самой старейшей (больше 160 лет) железнодорожной ветки России имеется 21 лечебное учреждение. Из них 8 больниц со стационаром и 13 поликлиник. Когда-то это была одна Царско-Сельская дорога, построенная в 1837 году. Сегодня там пролегает железнодорожный путь от Петербурга до Пушкина (Царское Село). А дальше, начиная со строительства хода Санкт-Петербург — Москва в 40—50-х годах того же столетия, стала формироваться Николаевская железная дорога, которая после революции стала называться Октябрьской.

— Сергей Викторович, а сегодня какие задачи призвана решать региональная дирекция медицинского обеспечения вашей дорожной ветки?

— Главная и основная задача медицины нашего ведомства — это решение вопроса безопасности перевозок. В рамках железной дороги безопасность можно рассмотреть со следующих позиций. Во-первых, поезд — это тот вид транспорта, который должен перемещаться без задержек, и пассажиры не должны замечать определённых накладок. В частности, обслуживающий персонал должен быть здоров. С этой целью с нашей стороны происходит постоянный медицинский контроль. Он включает и медицинский осмотр при приёме на работу, и ежегодный осмотр сотрудников железной дороги, и ежедневные предрейсовые медицинские осмотры машинистов, помощников машинистов. Последний из перечисленных медицинских контролей отвечает за то, чтобы водители садились за руль и здоровыми, и трезвыми, не представляя таким образом угрозу здоровью пассажиров. Вторая важная задача — это медицинское обеспечение работающих железнодорожников, пенсионеров, ветеранов железнодорожного транспорта и членов их семей. То есть профилактическая и лечебная работа в поликлиниках и стационарах. И третье важнейшее направление — участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих на железных дорогах.

— По реализации одной из перечисленных задач хотелось бы уточнить: приходилось ли вам проверять на практике готовность врачей оказать помощь людям, попавшим в экстремальную дорожную ситуацию?

— Да, были и такие ситуации. В таких случаях у нас действуют мобильные выездные бригады (реанимационные, травматологические), которые совместно с МЧС и территориальным здравоохранением участвуют в ликвидации последствий катастроф. За последние годы произошли два случая, потребовавшие от наших сотрудников мобилизовать все необходимые силы и ресурсы, чтобы помочь людям, оказавшимся в беде. Речь идёт о терактах 2007 и 2009 годов на пути следования «Невского экспресса». Тогда, учитывая труднодоступность места, большую роль сыграли наши бригады, так как до места трагедии приходилось добираться только железнодорожным транспортом. Причём во втором случае выездным бригадам из Санкт-Петербурга, Твери, Бологого пришлось поработать на износ: если в 2007 году было около 60 пострадавших, без смертельного случая, то в 2009-м число раненых превысило полторы сотни, а количество жертв этого страшного теракта достигло 26 человек.

 — Да, к сожалению, жизнь преподносит и такие испытания. Но это время и проанализировать работу подчинённых? Как вы оценили работу врачей-железнодорожников в те дни?

— Руководитель обязан объективно оценивать ситуацию, поэтому отмечу: были и у нас недостатки в работе. Но такие случаи только закаляют нашу волю, делают менее уязвимыми. А в целом наш кадровый состав, несмотря на все невзгоды — развал 90-х годов, кризис 2009 года, — проявлял стойкость и твёрдость духа. Руководство дирекции оценивает своих сотрудников как Специалистов с большой буквы. Мы постоянно проводим обучение кадров, в том числе специализированные курсы, касающиеся железнодорожной медицины. Правительством проводятся меры по увеличению зарплат медиков, но, к сожалению, эти мероприятия не касаются негосударственного здравоохранения, кроме осмотра работников, занятых на вредном производстве. Чтобы люди у нас не увольнялись, мы продумываем свои методы выравнивания зарплаты.

— Сергей Викторович, как оцениваете степень технической вооружённости ваших больниц?

— Оснащение наших больниц вполне достаточное, во всяком случае, я не скажу, что мы отстаём от государственной медицины. В Департаменте здравоохранения ОАО «РЖД» не первый год действует инвестиционная программа, по которой и приобретается новое оборудование. На техническое распределение влияет ранжирование больниц — так, например, наша Дорожная клиническая больница приравнивается по мощности и по виду предоставляемой медицинской помощи к любой республиканской или областной больнице. Естественно, там есть современное оборудование: компьютерные томографы и магнитно-резонансные томографы, ангиографы, рентгеновское. Далее полигон железной дороги разделён на структурные подразделения, которые называются отделениями. На Октябрьской железной дороге существует шесть отделений, которые делятся на узлы. Узловые и отделенческие больницы оказывают общетерапевтическую, общехирургическую, поликлиническую помощь, также работают врачебно-экспертные комиссии. В этих больницах тоже есть всё необходимое оборудование: эндоскопическое, рентгеновское, функциональное (которое применяется при обследовании работников при допуске к работе).

— Ваше мнение: на какой ступеньке развития находится современная железнодорожная медицина? И каковы ваши планы по развитию сети лечебных учреждений Октябрьской железной дороги?

— Я более тридцати лет связан с железнодорожной медициной. В этой сфере работал и в Оренбурге. Но здесь и там уровень железнодорожного здравоохранения, на мой взгляд, превышает уровень территориального. Высокое качество нашей медицины делает её привлекательной для пациентов. Ведь я часто слышу положительные отклики руководителей муниципальных образований в адрес железнодорожной медицины, так как часто они сами и члены их семей предпочитают лечиться в больницах ОАО «РЖД». Мои планы при продолжающейся реорганизации нашего звена — сохранить полноценную сеть лечебных учреждений, способную качественно решать свои задачи. Чтобы эти учреждения достойно выглядели, чтобы были достойные условия для пациентов.

— И напоследок, вопрос об увлечениях помимо работы…

— В студенческие годы я увлекался баскетболом, играл за сборную Оренбургской области. В то время я получил первый взрослый разряд по этому виду спорта. Сейчас не играю так активно, но зато появился огромный интерес к истории, точнее к чтению исторических книг. Мне очень нравятся книги о русской и мировой истории. Полюбившееся авторы — Валентин Пикуль и Оскар Егер.

Факты
Октябрьская железная дорога — филиал ОАО «Российские железные дороги» — одна из крупнейших железных дорог Российской Федерации, имеет эксплуатационную длину 10 372,7 км и обслуживает территорию с населением более 25 млн человек. В состав дороги входят шесть отделений: Московское, Санкт-Петербург-Витебское, Санкт-Петербургское, Петрозаводское, Мурманское и Волховстроевское. Здесь трудится 69 781 человек (среднесписочная численность по итогам 2009 года). Октябрьская магистраль проходит по территории одиннадцати субъектов Федерации — Ленинградской, Псковской, Новгородской, Вологодской, Мурманской, Тверской, Московской, Ярославской областей, городов Москва и Санкт-Петербург и Республики Карелия.