Обретения железнодорожной медицины №3(40), 2009 год
Основная задача железнодорожной системы здравоохранения заключается в медицинском обеспечении безопасности движения поездов, а также в обеспечении профессионального долголетия железнодорожников и оказании помощи членам их семей. Так считает доктор медицинских наук, директор Дорожной клинической больницы ОАО «РЖД» г. Санкт-Петербурга Николай Ефимов.
— Николай Владимирович, по деятельности вашей клиники можно изучать географию нашей страны.
— В действительности область нашей ответственности скромнее. Мы заботимся о здоровье железнодорожников и членов их семей, проживающих на обширных пространствах всего северо-запада России. Система организации здравоохранения чёткая: наша головная больница с поликлиническим отделением, имеющая статус негосударственного учреждения здравоохранения, связана с широкой сетью узловых и отделенческих учреждений здравоохранения.
— Можно ли считать задачи, стоящие перед вами, специфическими?
— Во многом это действительно так. В чём специфика работы на железнодорожном транспорте? Это прежде всего слаженная система человек — механизм. Машинисты не просто управляют сложными машинами, они должны обеспечивать безопасность перевозок грузов и, самое главное, пассажиров. Эта работа требует крепкого здоровья, концентрации внимания. Поэтому вся система железнодорожного здравоохранения ориентирована прежде всего на профилактику. У нас проводятся строгие медицинские осмотры локомотивных бригад перед началом каждого рейса. На железной дороге создана широкая сеть медицинских учреждений, ведущих эту повседневную работу.
— Но такой осмотр — это констатация факта. Как вы «ведёте» каждого работника железной дороги?
— Цеховые терапевты наблюдают за всеми участниками железнодорожного движения, проводят тщательный мониторинг состояния их здоровья. Каждый работник РЖД регулярно проходит экспертную комиссию. Создана возможность динамического наблюдения за состоянием его здоровья.
— Невольно складывается впечатление, что железнодорожная медицина — это одна из немногих структур на постсоветском пространстве, сохранившая социальную направленность.
— Прежде всего, социально ориентированным является наш учредитель — компания «Российские железные дороги». Больница хорошо оснащена всем необходимым для диагностики. Выстроить правильный диагноз помогают современные методы, например, магнитно-резонансной и компьютерной томографии. Широко используем методы интервенционной медицины, позволяющие попадать в сосуды с помощью небольших проколов. Наши врачи проводят под контролем УЗИ пункционную биопсию паренхиматозных органов: щитовидной железы, печени, почек. Возможно проведение пункций кистозных образований этих органов, избегая больших травматичных операций, проводя эти процедуры амбулаторно.
— Николай Владимирович, слава о вашем офтальмологическом отделении перешагнула питерские границы.
— Мы сумели оснастить отделение микрохирургии глаза в соответствии с последними медицинскими достижениями. Есть лазерные установки, в том числе эксимерный лазер, позволяющий без разрезов и боли исправить близорукость, дальнозоркость и астигматизм. Наш выбор — безопасные технологии. Мы считаем, что если сегодня мы вложим средства в дорогостоящее оборудование, то завтра они вернутся к нам благодарностью пациентов и безупречной репутацией. Эффективность этих операций подтверждена научными публикациями и диссертациями. У нас есть свои патенты на изобретения, позволяющие избежать осложнений при имплантации искусственного хрусталика глаза. Оригинальный метод предложен заведующим отделением офтальмологии, кандидатом медицинских наук Игорем Скворцовым.
— Есть образное выражение: «Обрести своё лицо». Но хирурги вашей больницы творят истинные чудеса, придавая этим словам прямой смысл. В железнодорожной клинике люди реально обретают свои лица. Как это происходит?
— У нас сильная группа пластических хирургов. Мы называем это направление хирургией рубцов. Проводятся операции по восстановлению утерянных частей лица. Это стало возможным благодаря искусству врачей и использованию микрососудистой техники. Успешно используется в практической работе уникальный метод реимплантации отчлененных фрагментов конечностей и трансплантации собственных кровоснабжаемых комплексов тканей с наложением микрохирургических анастомозов сосудов и нервов. Очень широко применяются местнопластические методики восстановительных операций. Проведены уникальные, даже с точки зрения мировой практики, операции. Наши пластические хирурги обмениваются опытом с ведущими специалистами мира. Мы проводим телеконференции в режиме on-line. Очередной телемост прошёл недавно, нынешней весной. На нём были продемонстрированы два сложных случая. Одна пациентка, молодая девушка, в результате серьёзной травмы потеряла часть лица. Операция вернула ей прежний облик. И второй случай — по восстановлению утерянного в результате редкой болезни носа у пациента N. По признанию коллег, это уникальные операции, которые пока не под силу даже многим ведущим мировым клиникам. Они стали возможны благодаря применению ноу-хау кандидата медицинских наук, руководителя отделения Ивана Крайника. Его метод позволяет новым тканям хорошо приживаться.
— У людей устоялось мнение, что пластическая хирургия — достояние богатых.
— У нас иной взгляд. Безусловно, оправдана и коммерческая пластическая хирургия, ориентированная на коррекцию фигуры и лица по заказу пациента. Но для нас главное — оказать помощь тем, кто оказался изуродованным в результате трагических случаев. Нашим пациентам, о которых мы только что говорили, отказали в помощи все крупные клиники пластической хирургии, куда они обращались. Наши хирурги взялись за дело — и справились.
— Представляю, какую гордость за профессию вы сейчас испытываете.
— Да, есть стимул для новых побед над болезнью. Эти операции сложны технологически, продолжаются по 10–12 часов, требуют высокого профессионализма хирургов. После оперативного вмешательства надо проводить дальнейшую реабилитацию, корректировать косметические дефекты, следить за тем, как приживаются ткани.
— Видимо, нередко приходится вмешиваться пластическому хирургу, чтобы ликвидировать последствия тяжёлых производственных травм?
— Приведу недавний пример. Электрик попал в аварию. Верхняя часть лица превратилась в кровавое месиво. Хирурги провели операцию, имплантировав пациенту дорогостоящую конструкцию, заменившую повреждённые участки. Человек выздоровел, вернулся к полноценной жизни и работе. Протез прижился, сейчас мы исправляем мелкие косметические дефекты.
— Кто оплачивает эти уникальные операции?
— Лечение и реабилитацию пациентов, получивших тяжёлую травму на производстве, оплачивает Фонд социального страхования.
— Как у вас организована кардиологическая помощь? Общим местом стало утверждение, что лидирующей причиной смертности являются болезни сердечно-сосудистой системы.
— В нашей больнице работает отделение кардиологии и кардиореанимации. Созданы все условия для проведения интервенционных оперативных вмешательств. Это область, находящаяся между кардиохирургией и терапией. Собственно говоря, эти вмешательства не связаны с разрезом грудной клетки и использованием искусственного кровообращения. Большинство манипуляций проводится внутри сердца, с помощью специальных катетеров, проводимых через артерии и вены, и обычно не требуют общего наркоза и длительного периода восстановления после операции. «Классическая» терапия сердечных заболеваний, использующая различные медикаментозные препараты, ограничена выбором препарата, особенностями его использования, побочными проявлениями, а также сроком действия медикамента. В отличие от медикаментозного лечения, методы интервенционной кардиологии позволяют радикально устранить причину жалоб больного — будь то сужение артерии сердца или очаг аритмии. С появлением нового оборудования, в частности ангиографа, стала возможной коронарография — наиболее точный и достоверный способ диагностики ишемической болезни сердца, позволяющий определить характер, место и степень сужения коронарной артерии.
— Какие ещё направления лечебной деятельности отличают вашу больницу?
— Можно отметить ещё широкое использование малоинвазивных доступов в абдоминальной хирургии и гинекологии. Больница является пионером и лидером по применению операций из минидоступа. Эти операции мы начали использовать с середины 90-х годов прошлого века. Проведено несколько тысяч подобных вмешательств на органах брюшной полости. В последние годы мы развиваем эндоскопическую хирургию суставов. Находит своё применение эндоскопия и в лечении ЛОР-органов. Ряд наших ведущих специалистов являются активными членами ассоциаций эндоскопических хирургов. Это направление непрерывно совершенствуется в содружестве с кафедрами Военно-медицинской академии и других медицинских учреждений города.
— В железнодорожной медицине накоплен богатый опыт охраны здоровья людей, создания системы профессионального долголетия. Думается, это не только может, но и должно стать достоянием всей российской медицины.
— Мы не являемся закрытым ведомственным учреждением и успешно взаимодействуем с городским здравоохранением, Комитетом по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга, оказывая поликлиническую и стационарную помощь жителям Санкт-Петербурга в рамках городского заказа.
А если оценивать всю систему железнодорожной медицины России, частью которой мы являемся, то невооружённым глазом видно, что это эффективная многозвеньевая, хорошо управляемая система, которая, формально не будучи государственной, выполняет работу на благо Российского государства и его жителей. Многие элементы нашей системы могут быть применены в других отраслях. Например, используемая в ОАО «РЖД» система автоматизированных медицинских предрейсовых осмотров является эффективной не только в России, но и в мировой практике.