Лидирующие позиции петербургского здравоохранения №3(40), 2009 год
Сегодня здравоохранение является одной из динамично развивающихся отраслей нашего города. Благодаря социально ориентированной политике Правительства Санкт-Петербурга в 2004 г. был разработан и принят важный для отрасли документ — Концепция модернизации системы здравоохранения на 2004–2010 гг., на реализацию которой и направлена работа Комитета по здравоохранению г. Санкт-Петербурга. Кроме того, в Санкт-Петербурге, как и в целом по стране, активно выполняются мероприятия ПНП «Здоровье».
Модернизация системы городского здравоохранения осуществляется в целях повышения эффективности её функционирования и сориентирована на обеспечение качества и доступности лечебно-профилактической помощи, что способствует сохранению и укреплению здоровья каждого человека, семьи и общества в целом, поддержанию активной долголетней жизни.
Результаты работы отрасли внесли весьма существенный вклад в положительные изменения медико-демографической ситуации в городе. Впервые с момента вступления РФ в период демографического кризиса прошедший 2008 г. завершился приростом численности населения Санкт-Петербурга. Это произошло благодаря сокращению темпов естественной убыли в сочетании с увеличением рождаемости и темпов миграционного прироста.
Положительным моментом является продолжающееся снижение показателя смертности населения. В 2008 г. он составил 14,6 на 1000 населения. Выраженную тенденцию к снижению имеет показатель младенческой смертности — в 2008 г. он составил в Санкт-Петербурге 4,2 на 1000 родившихся живыми (для сравнения: в РФ — 8,7) и уже в течение многих лет остаётся одним из самых низких в России.
Говоря о финансировании отрасли, отмечу, что количество средств, выделяемых бюджетом города на здравоохранение, ежегодно увеличивается. Так, если расходы по отрасли в 2004 г. составили 9 млрд 162,6 млн руб., в 2005 г. — 23 млрд 013,9 млн руб., в 2006 г. — 31 млрд 841,1 млн руб., в 2007 г. — 41 млрд 404,4 млн руб., то в 2008 г. они достигли 57 млрд 521,5 млн руб. Таким образом, бюджет здравоохранения за последние пять лет возрос в 6,5 раза.
Из средств бюджета Санкт-Петербурга на централизованную закупку медицинского оборудования в 2008 г. направлено 1 млрд 154 млн руб. На эти средства, в частности, приобретены более 4 950 единиц оборудования.
В последние годы устойчивое системное финансирование позволило значительно улучшить материально-техническую базу наших ГУЗ и дополнительно закупить высокотехнологичное оборудование.
В 2008 г. мы завершили комплексное оснащение крупных больниц города девятнадцатью современными КТ и МРТ и, как это принято во всех европейских странах, впервые организовали систему круглосуточной неотложной томографической диагностики у пострадавших с ОНМК и ЧМТ. Это позволило снизить смертность у пациентов с ушибами головного мозга более чем в три раза, а при травматических кровоизлияниях в мозг — более чем в два раза. Президиумом РАМН отмечено, что наш город единственный в РФ, где организована такая высокоэффективная система помощи.
Разумеется, в текущем году экономический кризис не позволит нам тратить значительные средства на обновление материально-технической базы, однако имеющийся накопленный ресурс позволит нормально функционировать учреждениям здравоохранения без снижения качества медпомощи. Основная задача — рациональное использование существующих ресурсов.
Объёмы финансирования капитального ремонта медицинских учреждений с 2004 г. возросли в 5,7 раза — с 155,1 млн руб. до 1 млрд 264,5 млн руб. В 2008 г. в общей сложности капитальный ремонт с улучшением материально-технической базы проведён в 83 ЛПУ. Продолжена реконструкция ГКОД. Введена в строй первая очередь онкологической больницы в п. Песочный. На полную мощность заработал корпус Кваренги в Мариинской больнице. Введена в строй после капремонта первая очередь реабилитационного корпуса ГБ № 23. Закончена реконструкция Центра планирования семьи. Создан учебный центр и построена новая подстанция Городской станции СМП. И этот список можно продолжать долго.
В целях дальнейшего матери-ально-технического обеспечения работы учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга и содержания их основных фондов особое внимание уделялось также установке и модернизации охранно-пожарной сигнализации, ремонту и приведению в соответствующее состояние помещений медицинских учреждений.
Расходы на выполнение Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в 2008 г. составили 40 млрд 849 млн руб., из них средства ОМС — 16 млрд 864 млн руб.
За прошедший год мы трижды увеличивали тарифы за медицинскую помощь.
С целью обеспечения доступности для застрахованных по ОМС граждан качественной амбулаторно-консультативной помощи, функциональной и лабораторной диагностики в течение 2008 г. продолжалось формирование системы тарификации указанных услуг и перечня учреждений, в которых они могут предоставляться.
В течение всего прошлого года продолжалось совершенствование системы тарификации стационарной помощи по клинико-статистическим группам в соответствии с медико-экономическими стандартами.
С ноября 2008 г. начата реализация пилотного проекта по переходу на тарификацию амбулаторно-поликлинических услуг по законченному случаю лечения в соответствии с МЭС. Для учреждений — участников пилотного проекта установлены тарифы на основе клинико-статистических групп за восстановительное лечение в АПУ.
Устойчивое финансирование отрасли позволило продолжить реализацию программ, направленных на снижение предотвратимой смертности населению города. Первыми в России мы начали внедрение в практическую работу СМП и наших стационаров принципиально новых, самых передовых технологий лечения ОИМ и ОНМК.
В настоящее время Комитетом по здравоохранению г. Санкт-Петербурга ведётся активная работа над планами мероприятий по созданию андрологической службы и совершенствованию урологической помощи жителям Санкт-Петербурга; по профилактике глаукомы и совершенствованию офтальмологической службы; по предупреждению дальнейшего распространения инфекций, передаваемых половым путём; по развитию службы крови; по совершенствованию реабилитационной помощи населению, а также другие программы.
В 2008 г. возросли объёмы оказания ВТМП. За счёт средств федерального бюджета жителям города было выделено 14 202 квоты, в течение года удалось довести общее количество федеральных квот до 18 571. Из консолидированного бюджета Санкт-Петербурга на оказание высокотехнологичных и дорогостоящих видов медпомощи в 2008 г. выделено 1 млрд 297,2 млн руб. Все выделенные средства освоены. Расширен перечень ВТМП, оказываемой петербургскими ГУЗ за счёт средств городского бюджета: увеличено количество кардиохирургичес-ких операций, коронарографий, коронарных ангиопластик со стентированием, нейрохирургических оперативных вмешательств, сеансов гемодиализа и перитонеального диализа. Опережающими темпами в сравнении с другими регионами РФ развивается трансплантация органов. Число пересадок почки только в двух городских центрах (НИИСП, ГБ № 31) в 2008 г. составило 88. Это в 7,6 раза больше, чем в 2004 г.
Активно работают служба крови и донорские советы при райадминистрациях. В 2008 г., впервые за последние 10 лет, план по заготовке донорской крови выполнен на 104,7%. Увеличился выпуск компонентов крови, освоены новые методики их получения.
Хотелось бы отметить, что каждодневная напряжённая и высокопрофессиональная работа всего медицинского сообщества города привела к тому, что здравоохранение Санкт-Петербурга по целому ряду специальностей, причём наиболее сложных, насыщенных высокими технологиями, занимает в РФ лидирующие позиции.
Основные наши задачи на 2009 год — снижение смертности от предотвратимых причин (ОИМ и ОНМК; ДТП); снижение заболеваемости социально значимыми болезнями и инвалидизации (заболевания ССС, онкология, туберкулёз и др.). Кроме того, нам предстоит решить важнейшую задачу — разработать межведомственный документ по формированию приверженности к здоровому образу жизни жителей города, включающий все сферы жизнедеятельности (не только здравоохранение, но и образование, СМИ), а также разработать Концепцию развития здравоохранения Санкт-Петербурга на новый временной период на основе готовящейся федеральной программы развития здравоохранения до 2020 г., с учётом современных реалий экономического развития.