Скорая — значит своевременная №8(37), 2008 год
— Лидия Александровна, в каком году была организована станция скорой помощи?
— Об этом история, к сожалению, умалчивает. Нам не удалось найти в архиве документы, относящиеся ко времени создания службы скорой помощи в Тюмени. Первые упоминания о скорой медицинской помощи, которые нам удалось обнаружить, относятся к 1921 году. В настоящее время в структуре учреждения девять подстанций скорой помощи, оперативный отдел. Всего у нас 652 сотрудника — это врачи, фельдшера, водители. Автопарк состоит из пятидесяти пяти автомобилей, половина бригад фельдшерские, половина — врачебно-фельдшерские, в числе спецбригад психиатрическая бригада, бригады интенсивной терапии для взрослых и педиатрические, а также детская реанимационная бригада. Мы оказываем скорую медицинскую помощь населению города Тюмени и района, т. е. половине юга Тюменской области.
— Несколько лет назад в адрес скорой помощи раздавались, как правило, одни упрёки. Бригады либо не приезжали на вызов, либо приезжали с большим опозданием, либо не могли оказать помощь из-за отсутствия медикаментов. У вас была похожая ситуация?
— Однозначно нет. У нас было принято большое количество различных организационных решений для того, чтобы избежать подобных ситуаций. И несмотря на очень жёсткий дефицит кадров —, а кадровый вопрос в скорой помощи, как вы знаете, стоит остро во всех регионах, — мы находили выход из тяжёлой ситуации. Нас дефицит кадров тоже не миновал, но в настоящее время у нас проблемы не только с нехваткой сотрудников, но и с огромной загруженностью дорог. Тюмень сегодня занимает первое место в России по количеству автомобилей на человека, у нас на тысячу человек населения приходится порядка шестисот автомобилей. Соответственно на дорогах огромные пробки, в центре города проехать очень сложно, проезды заставлены машинами, да и низкая водительская культура сказывается… Тем не менее по срочным вызовам время доезда у нас составляет в среднем 14 минут, на ДТП доезжаем за 10 минут, и у нас за последние три года, несмотря на все эти сложности, не увеличился уровень смертности.
— И каким образом вы добились этого?
— Мы ввели систему дифференциации вызовов в зависимости от наличия угрозы жизни. Был разработан специальный алгоритм действий, все поводы обращения в скорую помощь были разделены на две группы — это срочные вызовы и поводы обращения, в нашем понятии, не срочные, которые можно передать в участковую поликлинику. По срочным вызовам у нас существует девять очередей посыла бригады, установлена очерёдность посыла. Травма, отравление, несчастный случай, в том числе ДТП, боли в сердце, гипертонический криз — то есть те состояния, при которых существует угроза жизни человека. У нас нет автомобилей, выпущенных до 2005 года, — мы получили семь машин в рамках нацпроекта «Здоровье», остальные заменили за счёт бюджета области. Не существует у нас и проблем с оборудованием, мы на сегодняшний день оснащены на уровне самых современных параметров. Каждая фельдшерская бригада имеет автоматические дефибрилляторы, переносные электрокардиографы, пульс-актиметры и прочее.
— Можете назвать кого-то из своих коллег, кто, на ваш взгляд, особо отличился в работе?
— В этом году по нашей станции признаны лучшими и заявлены на городской конкурс врач спецбригады Надежда Генриховна Шагунова — прекрасный специалист, порядочный и неравнодушный человек; лучший фельдшер этого года Людмила Григорьевна Близина; врач педиатрической бригады интенсивной терапии Никита Викторович Рядов — лучший врач скорой помощи по итогам прошлого года, ассистент кафедры скорой медицинской помощи. У нас на самом деле много людей, заслуживающих особого упоминания и благодарности.