Кубанская пятилетка высоких технологий №7(36), 2008 год
Ежегодно на Кубани регистрируется более 19 тыс. вновь выявленных больных с онкопатологией. Более 120 тыс. пациентов (или 2,4% населения края) находятся на диспансерном наблюдении у онкологов. О том, какие меры принимаются в крае по борьбе с раковыми заболеваниями, рассказывает Елена Борисовна Пефти, главный врач ГУЗ «Краевой клинический онкологический диспансер».
— Началом развития краевой онкологической службы послужило открытие в Краснодаре в 1945 г. по инициативе профессора К.С. Керопяна первого онкологического пункта. А уже в 1946 г. решением крайисполкома создаётся краевой онкодиспансер со стационаром на 40 коек, лабораторией, операционной и рентгенодиагностическим кабинетом.
В январе 2007 г. в результате слияния двух ведущих онкодиспансеров Кубани (краевого и Краснодарского городского) образована новая структура — ГУЗ «Краевой клинический онкологический диспансер» департамента здравоохранения Краснодарского края. Сегодня диспансер является комплексным специализированным клиническим ЛПУ четвёртого клинического уровня оказания медицинской помощи со стационаром на 845 коек и мощным диспансерно-поликлиническим отделением, рассчитанным на тысячу посещений в день. Он входит в тройку крупнейших медучреждений края и в десятку самых крупных онкологических медучреждений России. Здесь осуществляются все виды медицинской помощи больным злокачественными новообразованиями согласно принятым мировым и российским стандартам.
В диспансере 9 специализированных онкохирургических отделений. Два отделения — анестезиологии и реанимации — работают на полную мощность. Ежегодно проводится 20 тыс. хирургических вмешательств. В стационарах получают лечение 30 тыс. пациентов в год, поликлинику за год посещают 220 тыс. человек.
В верификации диагноза огромную роль играют отдел лучевой диагностики (его врачи владеют пункционной биопсией любых органов под контролем УЗИ), клинико-диагностическая лаборатория, эндоскопическое отделение, централизованная цитологическая и патологоанатомическая лаборатории. Своевременная диагностика многих онкозаболеваний позволяет выявлять ранние формы злокачественных новообразований, при лечении которых возможно использование малоинвазивных технологий и эндоскопических операций. Это позволяет проводить органосохраняющую терапию, что существенно улучшает качество жизни больных в послеоперационном периоде и снижает число выходящих на инвалидность.
В последние годы в хирургическую практику диспансера внедрены новые технологии лечения онкобольных: реконструктивно-восстановительные операции, органосохраняющие и пластические операции при раке различных отделов прямой кишки, высокотехнологичные органосохраняющие сложно-комбинированные оперативные вмешательства при опухолях лица, полости рта, органов шеи с пластическим замещением органа перемещённым кожно-мышечным лоскутом и др. С 2003 г. в отделении опухолей головы и шеи появился новый вид оперативного лечения, направленный на реабилитацию голосовой функции в виде протезирования. С 2006 г. в маммологическом отделении стали выполняться радикальные операции на молочной железе с пластическим компонентом, с TRAM-реконструкцией молочной железы.
В радиологических отделениях внедрены новые методики лучевой терапии. В связи с обновлением радиотерапевтического оборудования расширилось применение внутриполостной лучевой терапии, в том числе на электронном ускорителе, а также в сочетании с дистанционной гамма-терапией. Активно применяется мультифракционирование с дневным дроблением дозы.
— Одним из основных критериев оценки диагностического компонента помощи онкобольным является показатель запущенности. Каков он в Краснодарском крае?
— У нас он постепенно снижается и в прошлом году составил 20,2%. Одногодичная летальность в крае также находится в пределах 25%, а в 2005–2007 гг. она снизилась до 20–21%, что говорит об улучшении оказания специализированной онкологической помощи населению. За последние пять лет удалось улучшить показатели безрецидивного периода и продолжительность жизни пациентов, прошедших комбинированное и комплексное лечение, повысить качество жизни больных после паллиативного лечения, снизить количество лучевых повреждений.