Эльвира Нечаева: «Готовим врачей для своей республики» №6(35), 2008 год
Август — время зачисления в вузы абитуриентов, успешно сдавших экзамены. О том, престижно ли сегодня медицинское образование, об участии студентов в научно-исследовательских работах и о многом другом наш корреспондент беседует с директором Коми филиала ГОУ ВПО «Кировская ГМА Росздрава» в г. Сыктывкаре, кандидатом медицинских наук Эльвирой Нечаевой.
— Коми филиал Кировской госмедакадемии был открыт в мае 1996 г., — рассказывает Эльвира Владимировна. — До этого в Коми не было своего медицинского учреждения высшего профессионального образования. Почему такое решение возникло именно в 1996 г.? Это обусловлено в первую очередь большим оттоком врачей из региона в начале 90-х. К этому времени практически к нулю свелась разница в уровне заработной платы врачей Центральной России и её северных территорий, к которым относится и Республика Коми. Раз так, то люди устремились в более комфортные по климату, социальной инфраструктуре, более привлекательные в географическом плане территории России. Действующие в соседних регионах — Архангельской, Ярославской, Кировской областях — медицинские вузы не смогли восполнить образовавшийся в нашей республике дефицит врачей. Выпускники этих вузов, даже те, кто учился по целевым направлениям администраций муниципальных районов, на родину тоже не возвращались. В этой непростой ситуации Правительством Республики Коми было принято решение об организации своей базы подготовки врачей.
Вначале это был филиал лишь одного факультета Кировской мед-академии — лечебного. А в 2000 г. на его основе создан филиал вуза. Следующий этап — получение лицензии. Это произошло в 2006 г.
После успешного прохождения лицензирования мы получили статус государственного учреждения профессионального образования. Таким образом, с 2006 г. мы имеем возможность вести полный цикл обучения студентов на лечебном факультете. Произошли серьёзные изменения и в структуре учреждения. Если на первом этапе в нашем филиале было всего три кафедры, то сегодня их уже 12. Если поначалу нашим студентам после 2—3-го курсов приходилось дальнейшее обучение проходить в Кирове, то начиная с 2006 г. они полностью получают образование в Сыктывкаре. В этом году мы распределяли уже третий собственный выпуск. Ещё одно важное событие в жизни Коми филиала — открытие второго факультета — довузовской подготовки и дополнительного образования.
— Итак, ваш филиал существует 12 лет. Удалось ли за этот сравнительно небольшой период решить главную задачу, ради которой, собственно, учреждение и создавалось? То есть восполнить дефицит врачей в поликлиниках и больницах Республики Коми?
— За последние три года, когда мы ведём подготовку студентов исключительно на своей базе, удалось выпустить 242 молодых специалиста. Все они, за исключением трёх-пяти, остались работать в республике. Так что, считаю, что основную свою задачу мы решаем достаточно успешно. И такую же оценку нам выставляет Мини-стерство здравоохранения Республики Коми, с которым мы тесно сотрудничаем. В частности, нам удалось хорошо укомплектовать первичное звено здравоохранения участковыми терапевтами, педиатрами. Самое важное то, что улучшилась укомплектованность этими специалистами ЛПУ сельских районов. Здесь к началу века ситуация с кадрами врачей в первичном звене здравоохранения была просто катастрофичной. Объективности ради надо признать, что и сейчас укомплектованность врачами ЛПУ республики, особенно в сельских районах, далека от 100%-ной. Не хватает врачей узких специальностей. В целом отрасли здравоохранения не хватает сегодня 2500 врачей. Так что востребованность в наших выпускниках по-прежнему высока.
— А как вы оцениваете ситуацию с кадрами непосредственно в Коми филиале? Ему ведь тоже пришлось кадровую проблему решать чуть ли не с нуля?
— У нас прекрасный педагогический коллектив. В штате 105 преподавателей. Из них 14 докторов и 50 кандидатов медицинских наук. «Остепенённость» преподавателей филиала составляет 62,4%. Это важный результат, и мы им гордимся. Это позволило открыть в Республике Коми научный медицинский центр СЗО РАМН, ведущие учёные которого привлекались к чтению лекций для студентов филиала. Среди них: академики РАМН Б.Н. Ткаченко, Э.К. Айламазян, А.А. Тотолян, И.Б. Ушаков и др. В коллективе профессорско-преподавательского состава 1 академик РАН, 1 член-корреспондент РАН, 1 заслуженный врач РФ, 9 членов общественных российских и иностранных академий. Практически все кандидаты, доктора наук — жители республики, и росли они профессионально вместе с филиалом. Именно открытие филиала подтолкнуло многих медиков республики к активным занятиям научными исследованиями, анализом практических достижений. Число участников научных исследований возросло в последние годы в 4 раза. Особенно хочу подчеркнуть устремлённость в науку практикующих врачей. Ведь многих прежде сдерживала необходимость подыскивать себе научного руководителя в вузах за пределами республики. С открытием своего филиала, появлением в его штате профессоров, докторов наук такой необходимости уже не было. К тому же у нас очень хорошая библиотека, есть электронный отдел, Интернет — в общем, все самые современные варианты поиска научной информации (единственная медицинская библиотека в РК).
— Ваш филиал находится на территории национальной республики, это обстоятельство как-то учитывается в программе обучения студентов?
— Наши студенты дополнительно изучают общую клиническую иммунологию, электрокардиологию, аллергологию, влияние экологии на жителей Севера. А ещё, что наверняка вас удивит, наши студенты в рамках регионального компонента изучают русский язык и культуру речи. Первые три компонента обусловлены желанием и необходимостью изучать влияние Севера на здоровье жителей региона. Четвёртый — тем, что половина наших абитуриентов — жители отдалённых северных районов, выпускники национальных школ, имеющие целевые направления от администраций муниципальных образований. Им предоставляются определённые льготы при поступлении в расчёте на то, что, окончив вуз, они вернутся на малую родину. Важно, чтобы они могли осваивать специальные предметы на равных с остальными студентами, а для этого необходимо подтягивать их знания по русскому языку.
— По каким направлениям ведётся научно-исследовательская работа в вузе? Есть ли свои научные школы?
— На сегодняшний день у нас три научные школы. Первой руководит заместитель по научной работе филиала Михаил Павлович Рощевский, академик РАН, являющийся основателем и руководителем научной школы электрофизиологов, имеющей мировое признание. Под его началом проводится новаторское исследование в области сравнительной электрофизиологии животных и человека. Вторая научная школа изучает особенности метаболизма у разных групп жителей Севера, влияние фактора сезонности на Севере на физиологические процессы жителей этих регионов. Эту школу возглавляет заведующий кафедрой биохимии профессор Е.Р. Бойко. Доктор медицинских наук, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии и одновременно министр здравоохранения Республики Коми М.А. Мурашко руководит третьей школой, основное направление которой — перинатология и особенности репродуктивного здоровья женщин в условиях европейского Севера. Материалы исследований становятся базой для написания научных работ.
— А студенты участвуют в научных исследованиях?
— Безусловно, причём очень активно. За последние три года число студентов, занимающихся в научных кружках, выросло со 148 до 193. По итогам учебного года организуются студенческие научные конференции. В этом году впервые такая конференция (по теме «Общественное здоровье») проходила на английском языке. Всем понравилось. А недавно наши студенты выиграли грант международной благотворительной организации Rotary International на проведение научной работы по профилактике артериальной гипертензии среди населения Республики Коми.
— Что ж, мне остаётся пожелать вам дальнейших успехов на вашем благородном поприще — подготовке квалифицированных специалистов для здравоохранения республики. Кстати, каким был конкурс в ваш вуз в этом году?
— Несмотря на то что абитуриентов в целом в республике и в России в этом году значительно меньше, чем в прошлом, конкурс в наш филиал по-прежнему высокий — 4,2 на место.