Организации онкопомощи необходим комплексный подход №4(33), 2008 год
Очередной Всемирный день борьбы против рака, 4 февраля 2008 года, прошёл в России под лозунгом: «Онкозаболевание — это не приговор, если будем иметь раннюю диагностику и современное лекарство». Поэтому прошедший недавно в Москве первый форум «Движение против рака» предложил принять федеральную программу обеспечения онкобольных инновационными противоопухолевыми препаратами с 2009 года.
Актуальность такой программы очевидна для всех онкологов страны. Рост заболеваемости злокачественными новообразованиями (ЗНО) и смертности от них за последние десять лет составил в Омской области 24%. В настоящее время от рака ежедневно умирает 13–14 человек. Распространённость заболевания в 2007 году составила 349,9 на 100 тысяч населения, тогда как ещё год назад она была 347,0 на 100 тысяч. Это наносит значительный социальный и экономический ущерб обществу. Ведь с ростом онкологической заболеваемости увеличиваются потери не только общего, но и трудоспособного населения, возрастают расходы на оказание диагностической и лечебной помощи больным, на социальное страхование вследствие инвалидности.
Программа дополнительного лекарственного обеспечения, запущенная в 2005 году, показала свою эффективность: улучшилось качество жизни онкобольных, несколько снизилась смертность и одновременно увеличилась годичная и пятилетняя послеоперационная выживаемость пациентов. Однако в 2008 году эта программа была преобразована в программу «Семь нозологий», финансируемую из федерального бюджета. В перечень этих семи нозологий, к сожалению, не вошли онкозаболевания даже с самым высоким уровнем смертности. Конечно, это нечестно и несправедливо по отношению к больным злокачественными новообразованиями. Не все ещё осознали, что рак — это не приговор, рак — это болезнь. По данным социологических опросов, 50% россиян уверены: онкология — неизлечимое заболевание, 44% опрошенных не подозревают о существовании нового поколения противоопухолевых препаратов. Даже среди тех граждан, у кого больны родственники, есть такие, которые не знают о современных достижениях медицины. Правда должна быть известна, чтобы пациенты получили адекватное лечение в специализированных учреждениях, чтобы не попадали в руки шарлатанов и мошенников, предлагающих им всё новые и новые панацеи быстрого избавления от рака.
Но справедливо и то, что нельзя всегда и во всём надеяться только на медицину. Результат исхода заболевания зависит от ранней диагностики. Человек должен стремиться пройти ежегодное обследование, даже если он считает себя здоровым. Неслучайно с 2008 года в рамках федеральных программ, касающихся улучшения качества жизни населения, есть только один критерий по онкологической службе — снижение показателя запущенности (4-я стадия) онкопроцесса. Но значение данного показателя действительно всеобъемлющее. Снижение диагностики поздних форм рака при первичном обращении за медицинской помощью в десятки раз удешевляет лечение, резко улучшает исход заболевания, позволяет многие годы вести привычный активный образ жизни.
Всё это обусловливает необходимость принятия более эффективных мер по выявлению симптомов патологии на ранних стадиях болезни. Этого можно добиться, как нам видится, только в рамках системы по профилактике рака в широком плане. Оптимальный вариант — разработка и осуществление территориальной противораковой программы, направленной на снижение заболеваемости и смертности от ЗНО.
Такая комплексная программа должна быть направлена на решение задач первичной, вторичной и третичной профилактики рака. В первом периоде (предпочтительно в течение 2008 года) должны быть установлены приоритеты и управляемые факторы канцерогенеза, определены главные пути профилактики рака, спланированы направления развития и совершенствования онкологической помощи. На этом этапе может осуществляться расчёт сил, кадровых и материальных ресурсов, соответствующих работе по снижению заболеваемости и смертности, на территории Омской области.
Вторичная профилактика должна определять, в нашем представлении, наиболее эффективные методы решения поставленных задач, разрабатывать различные формы и методы скрининга и внедрять их в практику работы ЛПУ региона. Работа должна вестись минимум по пяти взаимодополняющим друг друга формам скрининга, обеспечивающим его комплексность: анкетно-опросному, гинеко-цитологическому, флюоро-маммографическому (УЗИ-диагностическому), лабораторному, эндоскопическому. Причём важно соблюсти основной принцип функционирования скрининга — этапность.
Главными действующими лицами первого этапа являются средние медицинские работники ФАПов, здравпунктов, смотровых кабинетов. На втором (врачебном) этапе программы осуществляются необходимые дообследования для уточнения диагноза. Этот этап может иметь ряд вариантов, связанных с особенностью выявленной патологии и материально-технической базой лечебно-профилактических учреждений. Самым же перспективным вариантом нам видится создание на базе городских и центральных районных больниц скрининг-диагностических центров, отделений профилактики.
Федеральный национальный проект «Здоровье» позволил резко повысить уровень диагностических возможностей муниципального здравоохранения. Ну, а поскольку основной формой амбулаторно-поликлинического обслуживания населения в новых условиях является диспансеризация, комплексное применение различных методов скрининга в её рамках непременно приведёт к достижению наиболее благоприятного результата — снижению запущенности онкопатологии и смертности от ЗНО. Мы считаем, что эти показатели должны быть заложены в критерии оценки деятельности участковых терапевтов, педиатров и узких специалистов всех ЛПУ, а не только учреждений онкологического профиля, как это практикуется сегодня.
Завершающий этап скрининга онкопатологии, конечно же, ложится на плечи коллектива онкологического диспансера. На этом этапе окончательно решаются вопросы диагностики, определяется лечебная тактика и обеспечивается лечение.
Как показали первые годы реализации нацпроекта «Здоровье», диспансеризация отдельных категорий населения уже привела к большому росту обращений граждан в консультативную поликлинику диспансера. Поэтому в 2006–2007 годах была проделана значительная работа по расширению регистратуры, её укреплению кадрами, введению автоматизации в работу медицинских регистраторов, предварительной телефонной записи. Для упорядочения приёма пациентов был также открыт кабинет доврачебного приёма, организована дополнительная медицинская помощь сверх программы госгарантий, то есть за плату.
Мы не сомневаемся, что третичная профилактика рака способна обеспечить качество диагностики и лечения при активном динамическом наблюдении, с полным комплексом реабилитационных мероприятий. Но это возможно при условии постоянного развития лечебно-диагностической базы онкологической службы, её специализированных подразделений, подготовки кадров врачей-онкологов различных специальностей.