Каждый выбирает по себе… №8(28), 2007 год
Есть в Ленинградской области небольшой городок под названием Кириши. Это одно из тех мест, куда приезжаешь случайно, но где остаёшься вполне осознанно — как это случилось с главным врачом Центральной районной больницы Валерием Есиновским. Впрочем, в жизни Валерия Петровича многое, на первый взгляд, случайно. Как признаётся сам Есиновский, он и профессию врача предпочёл потому, что так хотели его родители, и только позже понял, что выбрал правильную дорогу. Последнее подтверждает и тот факт, что вот уже два года подряд имя Валерия Есиновского вносится в энциклопедию «Лучшие люди России».
Сороковые — роковые
Сам себя Есиновский считает человеком спокойным и к всякого рода революциям не склонным. Но вот странность: вся его биография свидетельствует об обратном. Даже на свет наш герой появился в один из самых трудных для нашей страны периодов — в достопамятном сорок первом. «Моя мама жила в Ленинграде, — рассказывает Валерий Петрович, — и училась в том самом Ленинградском педиатрическом институте, в который позже поступил я. Окончила она его как раз в 1941 году — это был последний довоенный выпуск. В блокаду не попали по чистой случайности: их успели эвакуировать в Шадринск. Вот по дороге в эвакуацию, в селе Павловском, что в Ярославской области, я и родился».
Позже семья всё же добралась до Шадринска и какое-то время обитала там. Однако это стало только началом кочевой жизни. Отец Валерия Петровича был человеком на редкость энергичным и деятельным. В своё время даже участвовал в строительстве Днепрогэса, о чём и сегодня свидетельствуют пожелтевшие фотографии из семейного альбома. Позже, окончив инженерно-строительный институт, был призван в ряды вооружённых сил и направлен на Дальний Восток, участвовал в войне с Японией.
Семья много переезжала: сначала Русский остров, затем городок Корсаков Сахалинской области, потом Советская Гавань… Здесь Валерий провёл свои первые школьные годы. Здесь на вольных дальневосточных ветрах формировался его характер — самостоятельный, решительный и, наверное, не для всех удобный. «Это были первые послевоенные годы, — вспоминает Валерий Петрович, — трудные для всех, в том числе и для нашей семьи. Воспитывать меня особо никто не воспитывал — родители постоянно заняты. Так что большую часть времени я был предоставлен самому себе. А рядом тайга, Тихий океан… После занятий мы, пацаны, часто убегали строить шалаши на деревьях, купались в бухтах, устраивали заплывы на плотах… Иногда болтались по военным городкам и выпрашивали у солдат махорку. Помню, в третьем классе я впервые за компанию попробовал курить. Тогда же и бросил — как оказалось, навсегда».
Позже, уже в Баку, куда отца назначили начальником морской инженерной службы, Валерий не на шутку увлёкся спортом — волейболом и боксом. Всегда активно занимался общественной работой. Сначала в школе, потом в институте, где был секретарём комсомольской организации курса. Как большинству студентов, ему приходилось совмещать учёбу с работой: был санитаром приёмного отделения, дворником хозяйственной службы, фельдшером в медицинском вытрезвителе… Кроме того, в то время, а это 50–60-е годы, в стране только-только организовались народные дружины. И первые такие патрули появились именно в Выборгском районе Ленинграда, где располагается педиатрический институт. «То есть, по сути, мы и были основателями этого движения, — вспоминает Валерий Петрович. — Однажды во время одного из дежурств я был ранен ножом. Долго валялся в больнице. Думал, что отстану от курса, но удалось наверстать программу».
Правильный выбор
После окончания института Валерия Есиновского по распределению направили в Псковскую область, в прославленный писателями город Печоры. Казалось, что территория маленького Печорского района почти целиком состоит из старинных церквей и монастырей. О той тихой сельской жизни Валерий Петрович и сегодня рассказывает не без лёгкого волнения в голосе. Здесь он работал сначала врачом-педиатром ЦРБ, а затем главным врачом Областного дома ребёнка. «Это… — с трудом находит определение Есиновский, — не самая лёгкая работа. Медицинский персонал — несколько женщин и я. Женщины все — мамы, единственный мужчина, соответственно, папа. Такое уж это место, иначе никак». И тут же с гордостью добавляет: «Я там четыре года был главным врачом, и наши дети были всегда накормлены и лучше всех в городе одеты и обуты».
Поняв, что выбрал правильную дорогу, Есиновский всерьёз задумался о лечебной работе. В поисках её он в 1968 году переезжает в город Кохтла-Ярве, что в Эстонии, а позже обосновывается в Киришах. Сначала был заведующим детским отделением, затем заведующим детской консультацией, главным врачом детского объединения в составе ЦРБ…
Именно здесь в 1972 году молодой доктор Есиновский встретил свою верную спутницу жизни, восхищаться которой не перестаёт и сегодня, после 34 лет совместной жизни. В то время Валерий Петрович, будучи от природы весёлым и находчивым, активно участвовал в конкурсах, КВН, а Лилия Денисовна, филолог по образованию, работала в библиотеке. На одном из мероприятий они встретились…
Громкая история
О разгоревшемся в Киришах скандале вокруг биохимического завода в своё время писали практически все газеты. История и впрямь была громкая. Впрочем, по порядку. В начале 70-х правительство поставило перед советскими учёными задачу: в как можно более сжатые сроки справиться с продовольственной проблемой в стране. «Справляться» решили при помощи так называемого белково-витаминного концентрата (БВК), попросту кормового белка. В 1974 году в Киришах открыли биохимический завод по его производству. Открыли, несмотря на то, что все предварительные эксперименты наглядно показали: предлагаемая продукция является аллергеном первого класса опасности. После того как биохимический монстр был запущен в работу, экологическая ситуация в городе начала стремительно портиться. Как выяснилось позже, в воздух летело до 1–2 тонн белковой пыли. Сначала на заводе, а затем и в городе стали заболевать люди, одна за другой возникали вспышки тяжёлой бронхиальной астмы… Но вот странность: как только больные попадали за пределы района, им сразу становилось лучше. Определить причину заболеваний не составило труда: выбросы биохимического завода. Как снизить их воздействие на людей — над этой проблемой работали целые институты, масса специалистов защищали по ней диссертации, но решение так и не было найдено. На взгляд Есиновского, единственное, что могло дать эффект, — это закрытие завода. К тому времени Валерий Петрович уже занимал пост главного врача больницы и как ответственное лицо получил доступ к закрытой литературе. Изу-чив содержащиеся в ней сведения, пришёл к выводу: история о белке, способном накормить всех, — чистой воды профанация, причём чреватая опасными последствиями. Поняв это, он начал писать письма в обком, горком, Минздрав и прочие инстанции…
В 1987 году ситуация резко ухудшилась. «В городе практически одновременно умерло 12 детей, — вспоминает Валерий Петрович, — и население вышло на улицы. Была создана так называемая инициативная группа из молодых, неравнодушных ребят. Они пришли ко мне…».
Дальше — по законам жанра. Есиновский, сразу став персоной нон-грата, вскоре был отстранён от занимаемой должности. Естественно, по наспех сфабрикованной причине.
— Валерий Петрович, после этой истории вы около полутора лет были безработным. Как вы справлялись, ведь была семья, дети?
— Тяжело справлялись. Частенько приходилось жить на зарплату жены, которая по тем временам составляла 120 рублей. Но помогали понимание супруги, поддержка друзей, коллег, да и большинства горожан. Мне тогда часто приходилось ездить в Москву на различные собрания, конференции — так деньги на билеты собирали всем миром.
— А не было желания всё бросить, уехать в другой город?
— Нет, такого желания не было. Трудно приходилось, конечно. Но и эмоциональный подъём был огромный. Поначалу вообще присутствовала полная уверенность: вот завтра обращусь в прокуратуру — и меня немедленно восстановят: я же пытаюсь сделать как лучше, пытаюсь уберечь людей. Так что о том, чтобы уехать, даже мыслей не было. Хотя предлагали должность заместителя врача в другом районе. Но я на 100% был уверен в своей правоте, и мне казалось, что другие тоже должны это понять.
Понимали, как выяснилось, не все. Порою происходили просто анекдотические ситуации. Как-то в разгар этой истории меня вызвали в обком партии и объявили выговор за то, что я ничего не делаю против БВК. Хотя именно я был инициатором всех комиссий, проверок и т. д. Весь шум, можно сказать, исходил от меня, а мне говорят: «Почему вы молчите, доктор? Люди болеют, а вы молчите». Вот так было — и смешно, и неприятно.
Но не зря говорят, что есть люди, которых неприятности только мобилизуют. Валерий Есиновский как раз из таких. Когда в 1988 году вышел закон о кооперации, безработный доктор удивил и друзей и недругов, организовав первый в Ленинградской области медицинский кооператив. С этого же времени для него началась и серьёзная общественная работа. Киришане сумели настоять на том, чтобы Есиновский стал председателем районного комитета по охране природы. А потом выдвинули его кандидатом в областной Совет народных депутатов и Верховный Совет РСФСР. Всё это время Валерий Петрович являлся одним из лидеров движения против производства БВК на биохимическом заводе, которое разрасталось и становилось всё более активным.
По сути, рядовым жителям небольшого городка в Ленинградской области удалось почти невозможное. Их «народная война» — не только против завода, выпускавшего искусственный кормовой белок из нефти, но и против всей «белковой» авантюры — увенчалась победой. В итоге эта программа была признана экономически невыгодной, а планы о строительстве ещё 20–30 подобных заводов мирно почили в бозе.
Главный доктор
Сегодня МУЗ «Центральная районная больница» города Кириши — крупный многопрофильный современный медицинский центр. В её состав входят 15 стационарных отделений с койками круглосуточного пребывания, сеть амбулаторных подразделений — от многопрофильных поликлинических до сельских врачебных амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов, связанных единым руководством и единой тактикой в организации медицинской помощи.
— Валерий Петрович, чем вы живёте сегодня? Что наиболее важно для вас на данный момент?
— Проблем хватает. Ведь главный врач — это что-то вроде двуликого Януса: он должен защищать интересы и населения, и медицинских работников. Такая уж это должность. С одной стороны, моя задача — сделать всё для того, чтобы пациенты получали нормальную медицинскую помощь, с другой — я понимаю, что такую помощь могут оказать только те люди, которые хорошо обучены, обеспечены, которые живут в хороших условиях и получают хорошую зарплату. А мы знаем, что денег медицине всегда недодавали. И сейчас недодают, несмотря на всевозможные национальные проекты. Средняя зарплата у наших врачей примерно около 17 тысяч. При этом люди, случается, работают по 36 часов: день, ночь, назавтра ещё дежурство и только потом отдых… если повезёт. По-хорошему, врачи должны получать 30 тысяч рублей на ставку, медицинская сестра — не менее 15 тысяч. Конечно, сегодня это звучит как утопия, и всё-таки надо стараться создавать условия для персонала.
Возьмём конкретно нашу больницу. У себя на территории мы построили кафе для медицинских работников, где стоимость хорошего обеда не превышает 50–60 рублей, а для дежурного персонала неотложной помощи он вообще бесплатный. Периодически посылаем врачей на курсы повышения квалификации. Кроме того, каждый год за счёт средств от платных услуг отправляем 20–30 человек на отдых за границу, причём сами медики платят только налог.
У нас имеется два общежития для медицинских работников. Когда их не стало хватать, решили строить коттеджи, опять-таки за свой счёт. Фактически это возвратные средства. Как лечебное учреждение мы предоставляем своим сотрудникам беспроцентный кредит сроком на 15 лет. Это выгодно всем: и работнику, поскольку цена не слишком велика, и больнице, поскольку это даёт возможность удержать специалиста. Уже построено четыре двухквартирных коттеджа. То есть здесь, в Киришах, мы начали осуществлять жилищную программу ещё до того, как она была озвучена на национальном проекте. И хорошо в эту программу вписались — по сути, не по форме, поскольку нам всё-таки никто не помогает.
Теперь о второй стороне — о помощи населению. У нас большая больница на 469 коек, первая по району. Мы хорошо укомплектованы кадрами и современным оборудованием. Стационарные услуги оказываются по 25 специальностям, лабораторно-поликлинические — по 50. Мы делаем всё, чтобы население получало нормальную медицинскую помощь.
— Каковы ваши взаимоотношения с подчинёнными? Вы являетесь сторонником жёстких методов руководства?
— Жёсткость должна быть в первую очередь к себе. А на работе необходимо выполнять свои обязанности. Между тем я наслышан, что подчинённые считают меня жёстким руководителем. Но сам считаю себя вполне пластичным. За всю жизнь уволил всего двух врачей — за полное бездействие и бездушие. А вообще, считаю, что с людьми нужно работать, учить их, прощать, воспитывать… По крайней мере до тех пор, пока это не вредит пациенту. Потому что последнее означает одно: человек не на своём месте и занимается не своим делом.
В целом же дела у нас обстоят неплохо. Я думаю, да и мои коллеги так считают, что наша больница — одна из лучших. Но об этом не нам судить.
Впрочем, здесь Валерий Петрович скромничает. Центральная районная больница города Кириши считается одной из лучших не только в родной Ленинградской области, но и по всей России. Ежегодно в её круглосуточных стационарах получают квалифицированную помощь свыше 15 тысяч больных. В поликлинические отделения обращается около 400 тысяч пациентов. Коллектив медицинских работников — свыше 1400 человек, более половины из них имеют первую и высшую медицинские категории. Сам Валерий Есиновский — кандидат медицинских наук, обладатель звания «Заслуженный врач РФ», награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени и знаком «Отличник здравоохранения». Кроме своей профессиональной деятельности, Валерий Петрович и сегодня, в свои 66 лет, много внимания уделяет общественной работе. С 1994 года он является депутатом муниципалитета МО «Киришский район», в настоящее время депутат районного совета. И, наконец, два года подряд (2006, 2007) его имя занимает достойное место в энциклопедии «Лучшие люди России».
— Валерий Петрович, что вы почувствовали, узнав, что являетесь одним из лучших людей России?
— Я взрослый человек, к тому же сангвиник по темпераменту. Так что особой реакции не было. Конечно, это было приятно… Но, главным образом, это радость для потомков.
— Кстати, немного о потомках.
— Потомство у меня по нынешним временам солидное — четверо детей и шестеро внуков. Правда, семейную традицию пока продолжает лишь младшая дочь, она работает медицинской сестрой здесь же, в Киришах. Старшая — предприниматель, хотя поначалу тоже училась в родном для меня педиатрическом институте. Сын занят в строительстве. А средняя дочь — профессиональная скрипачка, обосновалась в Германии. Там у меня два внука. Двое других учатся здесь в горном институте, а младшие пока что в школе.
— А как отдыхает главный врач?
— Настоящий отдых для меня — занятие тяжёлым физическим трудом. Это меня отвлекает. Очень нравится грибная охота. Люблю общаться со своим любимцем — девятилетним Лёвой: играем в шахматы, рубим дрова, учу его работать с инструментами. Пассивный отдых я не признаю. Даже когда езжу за границу, мне нравятся не пляжи, а именно путешествие, знакомство с чем-то новым. Когда это удаётся, хорошо. Но, вообще-то, по сути я трудоголик.
— Как вы считаете: это излечимо?
— Теоретически вылечить можно всё. Как врач я стараюсь дать самому себе рекомендации: надо отдыхать, надо соблюдать режим. Но, вообще-то, думаю, что трудоголизм — это не диагноз. Это скорее характер. Или «вредная» привычка. Поскольку с алкоголем я не дружу, курить не курю… Остаётся работа.