Лучшее оружие в борьбе с туберкулёзом — профилактика №5(25), 2007 год
Показатель заболеваемости детей и подростков туберкулёзом в Иркутской области в 2006 году составил 28,8 на 100 тысяч детского населения. Это высокий показатель. Большую работу в сдерживании распространения туберкулёза среди названной группы населения и в организации эффективного лечения выполняет Иркутская областная детская туберкулёзная больница. Сегодня мы беседуем с главным врачом этого учреждения Светланой Пугачёвой.
— Светлана Витальевна, в преамбуле к интервью мы уже привели показатель, характеризующий ситуацию с заболеваемостью туберкулёзом детей и подростков Иркутской области. Если сравнить эту цифру с показателями предыдущих лет, можно ли сделать вывод о какой-то тенденции? Удалось фтизиатрам области снизить распространённость туберкулёза среди детей и подростков?
— Полагаю, основные тенденции, связанные с заболеваемостью туберкулёзом населения Иркутской области, весьма схожи с тенденциями в других регионах Сибири, да и России в целом. До 90-х годов прошлого века шло неуклонное снижение заболеваемости, затем — период стабилизации ситуации. С начала рыночных реформ, когда резко ухудшилось социальное положение большинства россиян, обстановка по туберкулёзу стала также стремительно ухудшаться. И нам до сих пор не удалось повернуть туберкулёзную эпидемию вспять. Сегодня показатель распространённости туберкулёза среди как взрослого, так и детского населения области в 1,5 раза превышает среднероссийский. То, что при этом наши показатели лучше, чем у соседей, служит слабым утешением. Нам есть над чем работать.
— А как вы оцениваете уровень ранней выявляемости туберкулёза у детей и подростков?
— Это также один из приоритетных принципов в организации фтизиатрической службы. Ведь чем раньше выявляется заболевание, тем легче оно излечивается. Плохо, когда болезнь развивается и возникают осложнения, трудно поддающиеся лечению. Поэтому сегодня охват детского населения Иркутской области туберкулиновой диагностикой составляет 95%. По результатам пробы Манту фтизиатры направляют детей, при необходимости, на дальнейшее обследование – рентгенографию грудной клетки, клинические анализы и т. д.
— Учитывая обширную территорию Иркутской области, к которой к тому же присоединён Усть-Ордынский автономный округ, можно дать безоговорочно высокую оценку охвата детей первичной диагностикой. Не каждый регион страны, даже из находящихся в более выгодном положении, может похвастать показателем в 95%.
— Да, у Иркутской области есть особенности. Имея небольшую численность населения, немного за два миллиона человек, она занимает территорию, равную двум Франциям. Причём до некоторых населённых пунктов можно добраться лишь самолётом – нет ни железной, ни автомобильной дороги. В некоторых местах плотность населения такова, что в штатах центральных больниц даже не положено иметь фтизиатра. В этой непростой ситуации мы организовали стабильное кураторство над такими районами. За специалистами нашей областной детской туберкулёзной больницы, а также за участковыми врачами-фтизиатрами закреплено по одному из проблемных в кадровом отношении районов. Такое распределение произошло в прошлом году. С тех пор минимум один раз в год врач-куратор посещает свой «поделённый» регион и анализирует ситуацию на месте. Также он организует методическую помощь врачам и лечебную – пациентам.
Кроме того, с недавних пор мы проводим областные конференции. Прежде всего для врачей-педиатров удалённых от областного центра районов. Иркутские фтизиатры с высокой врачебной категорией и большим практическим опытом читают лекции, проводят практические занятия для специалистов, отвечающих за эту службу по сов-местительству. Таким образом, мы выводим профилактическую работу на более высокий уровень.
— Наверное, и этим объясняется стабильность показателя распространённости туберкулёза среди детей и подростков? Вы работаете всё лучше, но усиление профилактической деятельности, более высокая степень выявляемости первичных больных как бы нивелируют эффективность стационарного учреждения. Как ни странно это звучит, но плохая выявляемость туберкулёза могла бы дать более привлекательный показатель его распространения?
— Если подходить формально, то да. Однако не только пациенты заинтересованы в том, чтобы их заболевание обнаружили в самом начале. Как я уже говорила, и врачам с болезнью гораздо легче справиться в первоначальной стадии. Поэтому пусть будет хуже статистика, но в итоге мы получим более ощутимый эффект своих усилий.
— В 90-е годы, когда волна туберкулёза, образно говоря, накрыла сибиряков, ситуация осложнилась тем, что в противотуберкулёзных учреждениях был большой дефицит медикаментов. Да и питание было скудным. Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию с обеспечением больницы лекарствами, продуктами питания?
— Вы правы, когда-то и в нашей больнице были проблемы с поставками медикаментов и продуктов, сегодня их нет. В области работают федеральная и областные программы по борьбе с туберкулёзом. По ним мы стабильно получаем противотуберкулёзные препараты в необходимом количестве. И питание наших юных пациентов сегодня отвечает всем требованиям: оно пятиразовое, в меню обязательно присутствуют мясные и рыбные блюда, соки, фрукты, молочные продукты.
— На такой диете и поправиться можно.
— Они и поправляются. Правда, среди наших пациентов есть особая категория – больные СПИДом. Уровень его распространения в области в сравнении с другими регионами Сибири, к сожалению, очень высок. На фоне стремительно развивающейся в детском организме ВИЧ-инфекции с туберкулёзом бороться сложно.
— С другой стороны, ваши врачи нарабатывают практический опыт лечения туберкулёзных больных, отягощённых другой смертельно опасной инфекцией – ВИЧ, которая, увы, набирает обороты во всех без исключения регионах Сибири, так что к вашим врачам ещё будут обращаться за опытом. Кстати сказать, областная детская туберкулёзная больница не испытывает проблем с кадрами?
— Штат нашей больницы состоит из квалифицированного врачебного и среднего медицинского персонала. Практически все врачи прошли подготовку по фтизиатрии, большинство из них окончили клиническую ординатуру и интернатуру и, кроме этого, имеют сертификаты по специальности «педиатрия». В стационаре еженедельно проводят обходы заведующая кафедрой фтизиатрии Иркутского института усовершенствования врачей, д. м. н., профессор Елена Юльевна Зоркальцева и д. м. н., профессор Татьяна Павловна Маслаускене. При необходимости они консультируют сложных пациентов как в стационаре, так и амбулаторно. Мы гордимся таким сотрудничеством.
— Светлана Витальевна, каковы ваши планы на ближайшее время?
— Еду на съезд фтизиатров России. Хочется пообщаться с коллегами из других регионов, и прежде всего с главными врачами детских противотуберкулёзных больниц. Мы очень заинтересованы в обмене опытом.
— А о чём мечтает руководитель областной детской туберкулёзной больницы?
— О том, чтобы для нас построили новое здание. Понятно, что больнице, размещённой в постройке 1938 года, никакой капитальный ремонт уже не поможет вписаться в разряд современных противотуберкулёзных детских учреждений. Надеемся, что в связи с реализацией приоритетного национального проекта «Здоровье» со стороны Министерства здравоохранения и социального развития РФ на нашу службу будет обращено ещё большее внимание. Она действительно нуждается в укреплении своей материально-технической базы.