Неделя медицинского образования — 2017: ориентация на практику и инновационность Свежий номер

Лариса Токарева

VIII Общероссийская конференция с международным участием «Неделя медицинского образования — 2017» прошла в Первом МГМУ имени И.М. Сеченова. Её участниками стали более полутора тысяч человек. Министерство здравоохранения РФ, Координационный совет по области образования «Здравоохранение и медицинские науки», Ассоциация «Совет ректоров медицинских и фармацевтических высших учебных заведений», Общероссийская общественная организация «Медицинская лига России» и Сеченовский университет пригласили российских и зарубежных коллег обменяться мнениями по наиболее актуальным вопросам оценки качества, аккредитации и разработки профессиональных стандартов медицинских специалистов. Участие в пленарных заседаниях, симпозиумах и совещаниях, мастер-классах и круглых столах приняли преподаватели региональных медицинских вузов и учреждений среднего медобразования, представители профессионального сообщества и государственных структур, в том числе Гарвардской медицинской школы (Harvard Medical School) и Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology, MIT).

В приветственном слове участникам форума ректор Сеченовского университета П.В. Глыбочко, напомнив о задаче, поставленной два года назад министром здравоохранения РФ В.И. Скворцовой перед профессиональным и образовательным сообществами по изменению качества подготовки студентов-медиков, отметил, что сегодня «необходимо выполнить огромнейшую работу для того, чтобы профессиональные стандарты соответствовали тому уровню, который даст нам возможность качественно вести подготовку в наших университетах». Он подчеркнул, что если в прошлом году провели первичную аккредитацию на фармации и стоматологии, то в этом году она предстоит уже всем выпускникам медицинских вузов. «Согласно поручению Минздрава России, — продолжил Глыбочко, — мы провели у себя пилотный проект и создали систему подготовки, начиная со школы и заканчивая первой аккредитацией и независимой оценкой знаний и умений наших выпускников». При этом «очень важно, чтобы одни готовили, а другие принимали экзамены и практические навыки. Поэтому необходимо, чтобы в первой аккредитации принимало активное участие наше профессиональное сообщество во главе с Национальной медицинской палатой».

Директор Департамента медицинского образования и кадровой политики МЗ РФ Т.В. Семёнова сообщила, что представленный в прошлом году системный доклад «сегодня вылился в проект стратегии развития медицинского образования». Уже оформлены «поручения приоритетно-стратегических проектов здравоохранения, где одним из самых знаковых является подготовка кадров в целях обеспечения отрасли квалифицированными специалистами».

Отметив, что в настоящее время «медицинское образование реализует 99 образовательных организаций разной ведомственной принадлежности», Семёнова выразила уверенность в необходимости предъявления единых требований к выпускаемым специалистам. Для этого «профессиональное сообщество разрабатывает профстандарты, которые определяют ту совокупность компетенций, которыми должны владеть те или иные специалисты. Дальше планку подхватывает образовательное сообщество, модифицируя, изменяя и улучшая образовательные стандарты». На выходе профессиональное сообщество ставит свой «знак качества» подготовке специалиста. Это «полностью замыкает технологическую цепочку», считает она. Таким образом, «вся методологическая база подготовлена. Мы стартовали в прошлом году и, надеюсь, дальше будем идти в трендах единого высокого качества, что позволит в нашей стране каждому гражданину обеспечить своевременную и качественную медицинскую помощь».

Председатель комитета Совета Федерации по социальной политике В.В. Рязанский заверил участников форума в высоком уровне ответственности и профессионализма депутатов, которые работают в профильном комитете.

По словам заместителя министра науки и образования РФ Л.М. Огородовой, сегодня Минобрнауки России реализует «три приоритетных национальных проекта, которые имеют непосредственное отношение к сегодняшней повестке дня». Первый из них посвящён развитию среднего профессионального образования. Второй — проект вуза как «центра и пространства создания инноваций». Именно вузы должны стать поставщиком новых задач для страны, её исполнительной власти. Может быть — и для законодательной власти, поскольку при развитии без нормативных изменений обойтись невозможно», — уверена Огородова. Третий представленный замминистра приоритетный проект посвящён развитию онлайн-образования, ценность которого, по мнению выступающей, в том, что «вузы, в которых отсутствуют какие-то виды курсов или программ подготовки, могут заимствовать их у других университетов. Для этого мы сегодня развиваем в России целую группу университетов-лидеров. В программе «Проект 5–100» есть и Первый МГМУ имени И.М. Сеченова. Недавно проведённый Международный экспертный совет Минобрнауки России высоко оценил дорожную карту данного вуза».

Л.М. Огородова также рассказала о недавно представленных федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования ФГОС 3+, приведённых в соответствие с требованиями Федерального закона об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ. «Уже в июле 2017-го будут представлены новые ФГОС 3++», — заверила она присутствующих.

Президент Общероссийской общественной организации «Медицинская лига России» Л.М. Рошаль предложил коллегам «выработать эталон, которым может, к примеру, стать Сеченовский институт, и довести все лечебные учебные заведения страны до этого уровня». Он призвал «увеличить финансирование не только системы здравоохранения в целом, но и медицинского образования».

«Национальная медицинская палата идёт к саморегулированию профессиональной деятельности», — заверил выступающий. Это «принято во всём мире», когда не госструктуры, а «профессиональные организации отвечают за профессиональную деятельность. Что сделано за последние годы? Во-первых, мы пересматриваем последипломную непрерывную профессиональную подготовку. Мы перенимаем международный опыт (балльную систему), для того чтобы врачи могли постоянно совершенствовать свои знания. Такое образование должно быть бесплатным, необременительным и вместе с тем заставляющим каждого врача двигаться вперёд. Во-вторых, это введение аккредитации специалистов. Допуском к профессии должны заниматься профессиональные организации». Профстандарты и клинические рекомендации, требования к уровню знаний и умений «должны быть едины, независимо от места работы», убеждён президент «Медицинской лиги России».

По мнению первого заместителя министра здравоохранения И.Н. Кагра­маняна, именно на такого рода мероприятиях, как нынешний съезд, «формируется вектор развития высшего медицинского образования в нашей стране». Он рассказал о подведении итогов работы лучших педагогических коллективов медвузов, подготовивших «учебные пособия, которые будут востребованы всей высшей медицинской школой нашей страны». В рамках студенческой олимпиады «представители 51 вуза соревновались между собой в применении знаний и практических навыков, решении конкретных клинических задач у постели больного, то есть в формате, максимально приближенном к формату аккредитации, отметил Каграманян. «Вне зависимости от подходов вектор развития медобразования един: это практикоориентированность в сочетании с постоянной инновационностью. Потому что наша специальность как ни одна из многих других — это твёрдая опора на сложившиеся традиции, в том числе клинической практики, а также морально-нравственные традиции. И в то же время — постоянная устремлённость в будущее».

С докладом «Качество подготовки медицинских кадров — стратегическая задача страны» выступил П.В. Глыбочко. Сеченовский университет активно участвует в проекте «Медицинский класс в московской школе», подчеркнул он. Выстроен инновационный ресурсный центр «Медицинский Сеченовский предуниверсарий». В рамках нового пилотного проекта по созданию образовательной системы качества в сфере подготовки медицинских специалистов «контроль практической подготовленности студентов стал осуществляться путём проверки навыков по принципу объективного структурированного клинического экзамена, где оценку теоретических знаний проводят независимые экзаменаторы», одновременно оценивается и качество работы преподавателя.

В докладе академика РАН, проректора по учебной работе МГМСУ им. А.И. Евдокимова, профессора И.В. Маева были рассмотрены методологические подходы к процедуре аккредитации профессорско-преподавательского состава организаций медицинского и фармацевтического профиля. Проректор по учебной работе Сеченовского университета Т.М. Литвинова посвятила своё выступление критериям обеспечения качества подготовки специалистов.

Накануне данного мероприятия в Сеченовском университете состоялось совместное заседание Координационного совета по области образования «Здравоохранение и медицинские науки», Ассоциации «Совет ректоров медицинских и фармацевтических высших учебных заведений» и Совета деканов (директоров) медицинских факультетов (институтов) государственных университетов Минобрнауки России. Было проведено коллегиальное обсуждение подготовки и введения в практику ФГОС высшего образования нового поколения.