Игорь Владимирович Молчанов: «Сегодня анестезиология-реаниматология сделала качественный скачок на совершенно иной уровень» №3(86), 2017 год

19–20 октября 2017 года, Москва

2017 год стал поистине знаковым для медицинского сообщества анестезиологов-реаниматологов России. Сразу два знаменательных юбилея: НИИ общей реаниматологии им. В.А. Неговского и Виктора Васильевича Мороза, — формирование профессионального стандарта и преддверие XIX Всероссийской конференции с международным участием «Жизнеобеспечение при критических состояниях», которая по воле судьбы совпала с юбилейными датами, стали поводом встретиться с руководителем НИИ общей реаниматологии, главным внештатным специалистом Минздрава России по анестезиологии и реаниматологии Игорем Владимировичем Молчановым.

— Игорь Владимирович, сегодня анестезиология-реаниматология является одной из ведущих специальностей. Как бы вы охарактеризовали её развитие?

— В последние годы анестезиология-реаниматология стала развиваться как самостоятельная дисциплина, которая вошла в перечень основных специальностей Минздрава России вслед за авиационной медициной, аллергологией, акушерством и гинекологией. И теперь, как любая основная медицинская специальность, анестезиология-реаниматология входит в государственную отчётность. Я также надеюсь, что в этом году будет завершён профессиональный стандарт, в котором отразятся все требования к специалистам анестезиолого-реаниматологической службы, которые должны соблюдаться в образовании и подготовке квалифицированного специалиста.

— Как формируется данный профессиональный стандарт?

— Я лично руковожу рабочей группой по его созданию, а непосредственное участие в разработке данного документа принимают практически все специалисты России. Формирование профстандарта проходит под руководством Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства здравоохранения РФ, при участии Федерации анестезиологов-реаниматологов и профессиональных, а также общественных объединений. Большую помощь оказывает Леонид Михайлович Рошаль, и в целом отмечу, что это очень большая и серьёзная работа. Важно понимать, что профессиональный стандарт — это своего рода фундамент образования, на основе которого формируется образовательный стандарт. В свою очередь, задача образовательного стандарта заключается в том, чтобы научить будущего анестезиолога-реаниматолога всему, что заложено в профессиональном стандарте. И не просто научить теории, а привить специалисту способность владеть знаниями на практике, внедрять их в свою ежедневную работу и постоянно совершенствовать.

— Игорь Владимирович, на ваш взгляд, насколько силён сегодня разрыв между оказанием анестезиолого-реаниматологической помощи в России и за рубежом?

— Я не люблю проводить такие параллели, потому что медицина в России развивалась своим путём. Мне приходилось работать в США, где технологии находятся на высочайшем уровне, но поверьте, российская медицина намного человечней и глубже.

— В октябре этого года состоится XIX Всероссийская конференция с международным участием «Жизнеобеспечение при критических состояниях». Уже известно, что мероприятие будет абсолютно иного масштаба. В чём он заключается?

— Совсем недавно произошло серьёзное реформирование Российской академии медицинских наук, и институт вошёл в состав Федерального научно-клинического центра реаниматологии и реабилитологии. Много лет институтом руководил член-корреспондент Российской академии наук Виктор Васильевич Мороз, а с марта этого года данная функция поручена мне. И задача, которая передо мной поставлена, — сделать институт серьёзной научной организацией, головным научно-методическим центром для нашей специальности. XIX Всероссийская Конференция будет проходить именно под флагом этой модернизации. Мы постараемся, чтобы те усилия, которые прилагались последние 15–20 лет, не прошли даром, и анестезиология-реаниматология сформировалась как серьёзное научно-практическое направление в медицине.

— Уже известно, кто станет ключевыми спикерами конференции?

— Поскольку наша специальность является мультидисциплинарной, активное участие в подобных мероприятиях всегда принимают и терапевты, и хирурги, и акушеры-гинекологи, и кардиореаниматологи. Во всех этих направлениях задача только одна — это жизнеобеспечение и защита пациента от внешних агрессий. На данный момент мы уже определили ключевые тематики конференции. Отмечу, что они будут иметь прикладное значение к научной медицине, кроме того, мы обсудим вопросы взаимодействия с Федерацией анестезиологов и реаниматологов и с административными структурами в регионах. 

— Можно ли сказать, что XIX Всероссийская конференция — это в большей степени вклад в практическую часть специальности?

— Анестезиология-реаниматология — дисциплина всё-таки клиническая, поэтому одной из главных задач для нас является интеграция лечебной работы с исследовательской деятельностью. Зачастую считается, что на первом месте должно быть лечение. Это бесспорно так, но без развития науки в этом направлении мы ничего не сможем сделать. Нужно понимать, что чисто клинического направления в науке быть не может.

— Каких результатов удалось достигнуть с тех пор, как анестезиология-реаниматология стала самостоятельной дисциплиной?

— Активное развитие новых технологий в современной медицине закономерно нашло отражение и в нашей специальности. В частности, это развитие экстракорпоральной оксигенации, фильтрационных, сорбционных и ряда других технологий. Абсолютно новое направление — это ранняя реабилитация в реанимационных отделениях, которое активно развивает и продвигает Вероника Игоревна Скворцова. Данное направление позволяет значительно снизить возможность развития послеоперационных осложнений и время пребывания пациента в реанимационном отделении, а его конечной целью является адаптация и скорейшее возвращение человека в социум.

— На ваш взгляд, насколько хорошо развита система постдипломного образования в нашей стране в области анестезиологии-реаниматологии? 

— Нам есть к чему стремиться, но изменения в этой области уже происходят. Как я говорил ранее, после завершения формирования профессионального стандарта на его основе будет создан образовательный стандарт. Я надеюсь, что он будет реализован во всех субъектах РФ, чтобы наше образование зависело не от возможности учебного учреждения, а от того, что мы можем дать анестезиологу-реаниматологу. Сегодня наши специалисты после окончания вуза совершенствуют свои знания в ординатуре, в меньшей степени — аспирантуре. Я не случайно разграничиваю данные направления: аспирантура ориентирована преимущественно на преподавательскую и научную деятельность, а ординатура — на клиническую практику. Дальнейшее непрерывное медицинское образование частично будет осуществляться и за счёт дистанционного компонента, и за счёт нашей конференции и всевозможных съездов, которые будут совершенствовать знания специалистов. Именно сейчас происходит выстраивание этой системы, и, на мой взгляд, достаточно успешно.

— В этом году XIX Всероссийская конференция приурочена сразу к двум юбилеям — НИИ общей реаниматологии им. В.А. Неговского и Виктора Васильевича Мороза. Каких специальных мероприятий ожидать участникам?

— 80-летие института — это знаковая дата. Безусловно, в рамках конференции пройдут лекции, посвящённые истории НИИ им. В.А. Неговского и непосредственно деятельности Владимира Александровича, вклад которого в медицину до последнего времени был недостаточно оценён. Владимир Александрович много лет посвятил работе в нашем институте, и сегодня во многих странах его называют отцом реаниматологии наравне с Питером Сафаром. Это две ключевые фигуры, которые сыграли огромную роль в развитии и становлении нашей специальности. Кроме того, именно из стен НИИ им. В.А. Неговского вышли очень многие технологии и, конечно, знаменитые в медицинском сообществе работы Виктора Васильевича Мороза. Поэтому вклад института должен быть обязательно доведён до молодёжи, ведь сегодня далеко не все знают свою историю. Не знаю, можно ли это назвать простым совпадением, но сложилось именно так, что серьёзное признание анестезиологии и реаниматологии тоже совпало именно с двумя знаменательными юбилеями.

— Скажите, к чему удалось прийти по итогам прошлой Конференции, аналогичных ли результатов вы ожидаете в этом году?

— Это сравнивать нельзя. Сегодня мы наблюдаем качественный скачок, переход на совершенно иной уровень, хотя, безусловно, последовательность фундаментальных исследований и их анализ по основным направлениям деятельности института также будут освещены на конференции.

— Почему врачу важно посетить такое мероприятие?

 — Главной целью слушателей конференции является взаимообогащение, освежение своих знаний и получение важной информации о том, что происходит в нашей специальности не только в России, но и за рубежом. К сожалению, сегодня люди по разным причинам всё больше замыкаются на региональных мероприятиях. XIX Всероссийская конференция с международным участием — это отличный шанс вырваться из рутины и с максимальной пользой провести время в профессиональной среде с общими интересами. Такие мероприятия, особенно когда они носят всероссийский характер, помогают специалистам посмотреть на свою трудовую деятельность под совершенно иным углом, внести собственный вклад в обогащение знаний коллег и акцентировать внимание на саморазвитии.

— Насколько сильно отличается XIX Всероссийская конференция от других мероприятий, проводимых в области анестезиологии-реаниматологии?

— Как правило, каждое мероприятие имеет какую-то изюминку. Для нашей конференции она заключается в чёткой направленности на вопросы жизнеобеспечения и лечения критических состояний, которые удивительным образом совмещают в себе исследования и практику. НИИ им. В.А. Неговского — фактически единственное научно-учебно-практическое учреждение в России, которое занимается моделированием и экспериментальным исследованием критических состояний на уровне тканей, клетки и молекулы. Увязывание этих исследований с работой в клинике поистине уникально, и освещением данных вопросов будет отличаться наша конференция. Но самое главное — это профессиональное общение с привлечением профильных специалистов: хирургов, акушеров, нефрологов, акушеров-гинекологов и представителей других основных направлений. В этом году мы очень постараемся добиться расширения профессиональной аудитории.