Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Клинические рекомендации должны иметь преимущество перед стандартами №2(104), 2020 год

— Наиболее интересным управленческим проектом последнего времени стала подготовка подразделения к приёму пациентов с коронавирусной инфекцией. Базовыми были определены следующие задачи: необходимость сокращения до абсолютного минимума времени нахождения пациента в приёмном отделении, с учётом сохранения требований по оформлению медицинской документации, врачебному осмотру пациента, забору биоматериала, а также надлежащей сортировке поступающих; создание системы минимизации дефектов различного характера с учётом привлечения к работе непрофильных специалистов; реализация оптимальной маршрутизации пациентов внутри клиники с учётом тяжести состояния.

Сокращение времени было достигнуто за счёт замены стандартного осмотра, фиксируемого в медицинской информационной системе (МИС), на чек-лист (который был специально создан для оценки наиболее важных данных пациента и был понятен даже врачу иного профиля), переноса максимального количества операций в «зелёную» зону (при появлении пациента в приёмном покое в МИС заносились только самые необходимые данные), создания врачебно-сестринских бригад, которые работали с пациентом одномоментно.

Система минимизации дефектов включала в себя создание соответствующих стандартных операционных процедур (СОПов); обучение персонала на моделях бизнес-процессов, подготовленных с применением нотации BPMN 2.0; размещение схем бизнес-процессов на каждом рабочем месте для большего удобства в их освоении; маркировку пациентов с помощью цветных браслетов в зависимости от тяжести состояния. Для оптимальной маршрутизации было проведено картирование палат с кислородом, в том числе в большей или меньшей степени приспособленных для наблюдения за тяжёлыми пациентами.

По результатам первой же недели можно было констатировать, что с поставленной задачей мы справились: время пребывания пациента в приёмном покое не превышало 10 минут, очереди из бригад скорой помощи не было.

— Какие резервы развития здравоохранения вы считаете наиболее актуальными?

— На мой взгляд, будущее отечественной медицины неразрывно связано с применением клинических рекомендаций в практике каждого врача в любой точке страны. Надзорные органы и страховые компании, оплачивающие медицинскую помощь, также должны быть переориентированы с требований исполнения стандартов на исполнение клинических рекомендаций, так как последние наиболее полно отражают сегодняшние достижения науки.

Не следует строить излишних барьеров для допуска на отечественный рынок лекарственных препаратов и медицинских изделий, уже находящихся на рынке Европы. Протекционизм отечественных производителей нужен, но реализовывать его стоило бы с использованием иных механизмов.

Необходимо наладить на уровне первичного звена здравоохранения обеспечение пациентов, перенёсших сердечно-сосудистые заболевания, за счёт бюджетных средств (или средств ОМС) важнейшими лекарственными препаратами. Стоит также изменить механизм получения льготы для повышения удобства, что будет способствовать увеличению количества граждан, придерживающихся оптимального режима лечения. На глобальном уровне признано, что создание условий, вызывающих у пациента ощущение удовлетворённости, приводит к большей приверженности к лечению с его стороны. По данным зарубежных исследований, риск смертности от болезней системы кровообращения для пациентов с хорошей приверженностью к лечению вдвое ниже по сравнению с больными, которые этим не отличаются. По результатам нескольких лет реализации подобной инициативы смертность в этой категории могла бы уменьшиться на 20–30 %.

ОРИГИНАЛЬНЫЙ ЭКЗЕМПЛЯР ИЗДАНИЯ
Печатный доставка / самовывоз
Цифровой интерактивная версия
Мобильный Apple / Android
С дополненной реальностью бесплатное приложение ScanAR