×

Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Николай Горяев: «Будущее должно быть заложено в настоящем» №6(89), 2017 год

Лана Петрова

Современный главврач — кто он? В первую очередь профессиональный медик или же грамотный управленец? Возможно ли найти золотое сечение в управлении медицинским учреждением, оставаясь при этом высококвалифицированным врачом? 

Как видно из публикуемого ниже интервью, Николаю Горяеву, руководителю Краевой больницы № 3 посёлка Первомайский Забайкальского края, это удаётся.

— Николай Ильич, как, на ваш взгляд, можно обеспечить доступность медицинской помощи населению на такой огромной территории, как Забайкалье?

— Действительно, площадь Забайкальского края значительна — почти 432 000 км², проживает на ней чуть больше миллиона человек, при этом рассредоточено население неравномерно — в основном вдоль железной дороги. В отдалённых сёлах живут несколько десятков человек, и им также требуется адекватная медицинская помощь, ведь её доступность и качество — основной постулат системы здравоохранения. Но районные больницы испытывают дефицит и в необходимом оборудовании, и в квалифицированных врачах, поэтому на месте обследовать и лечить больного не всегда возможно. Добраться же до краевого центра довольно проблематично, поэтому зачастую обращение за медицинской помощью оказывается несвоевременным.

Руководство Министерства здравоохранения Забайкальского края решило этот вопрос путём создания межрайонных центров и трёхуровневой системы оказания медицинской помощи на базе крупных больниц, которые находятся в регионах. Так, на базе КБ № 3 открыты восемь специализированных медицинских центров, которые оказывают помощь жителям двенадцати районов. Мы находимся посередине между краевым центром и периферийными районами, в пределах удалённости до 200 км. Пациенты, которые не могут получить необходимый вид лечения или диагностики в районных больницах, прикреплённых к нам, приезжают сюда по направлениям и проходят диагностику и лечение. Эта система эффективно функционирует в течение многих лет, о чём свидетельствует статистика.

Особо хочу сказать о нашем сосудистом центре. Сюда поступают тяжёлые больные с острым нарушением мозгового кровообращения, с ишемической болезнью сердца, инфарктом миокарда. На нашем уровне им оказывается высокоспециализированная медицинская помощь, проводится по показаниям чрескожное оперативное вмешательство на сердце — мы возвращаем этих больных к жизни.

Курс лечения закончен, если пройдены три этапа: диагностика, лечение и реабилитация. Поэтому в декабре 2016 года на нашей базе был открыт центр амбулаторной реабилитации, оснащённый самым современным оборудованием. Отмечу, что в настоящее время мы одна из немногих медицинских организаций в Российской Федерации, где проводятся все три этапа реабилитации: первичный, вторичный и амбулаторная реабилитация, а также диагностика и лечение. То есть пациентов не нужно направлять после операции в другую больницу за сотни километров, они попросту переводятся из одного отделения в другое. Сейчас в Забайкальском крае функционируют уже четыре таких центра.

Но для нас важна не только реабилитация больных, но и профилактическая деятельность: на базе отделения реабилитации жители из близлежащих районов имеют возможность пройти курс профилактических мероприятий на тренажёрах под руководством опытных инструкторов.

Хороший эффект для оздоровления населения дают профилактические осмотры детей в школах. К сожалению, за время учёбы школьники, кроме знаний, приобретают и ряд физических недостатков: нарушение осанки, плоскостопие. Мы рекомендуем им пройти реабилитацию в группах под наблюдением врачей. На сегодняшний день поправили своё здоровье более 600 ребят.

Наша особая забота — дети с детским церебральным параличом. Мы создали специальные условия для этого контингента, нуждающегося в длительном и доступном курсе реабилитации: дети приезжают к нам вместе с родителями и проживают длительное время в палатах в этом же реабилитационном отделении, где все необходимые процедуры находятся в шаговой доступности.

Хочу отметить, что для населения все медицинские услуги, включая самые сложные операции, бесплатны. Ведь доступность заключается не только в расстоянии, наличии специалистов, но зачастую и в финансовых возможностях.

Благодаря тому что весь комплекс для оказания медицинской помощи сосредоточен в одном месте, у нас значительно снизилась летальность, что говорит не только об отличном качестве оборудования, но и о высоком профессионализме кадров.

— Кстати, о кадрах. Говорят, вы лично проводите собеседование с каждым претендентом на вакансию.

— Подборка кадров — это основная обязанность руководителя медицинской организации, в нашей больнице этому уделяется самое серьёзное внимание. Когда мы говорим о кадрах, то почему-то делаем основной акцент на враче, забывая о том, что не только врачи обеспечивают качественное оказание медпомощи. Это и медицинские сёстры, и фельдшеры, и младший медицинский персонал, и вспомогательные службы. Нацеленность всей команды сотрудников на результат обеспечивает положительный эффект работы больницы в целом.

Поэтому принятием кадров на работу у нас занимается только главный врач. Проходят собеседования все — от санитарки до врача.

Мы создаём хорошие условия труда для специалистов, используем все возможности для постоянного повышения их квалификации. Наши сотрудники активно участвуют в профессиональных конгрессах и конференциях, представляя на них свои наработки. В этом году в таких мероприятиях приняли участие восемь наших врачей.

Переподготовка кадров больницы осуществляется на базе факультета усовершенствования врачей Читинской государственной медакадемии.

Кроме того, мы активно используем возможности интернет-пространства для общения с коллегами в стране и за рубежом.

— Расскажите о создании территориальных медицинских объединений. Какие новые возможности даёт слияние нескольких больниц?

— В Забайкальском крае 31 район, и, как я уже говорил, большинство из них по количеству населения просто карликовые, районные больницы, соответственно, тоже маленькие — с минимальным количеством врачей, оборудования практически нет. Поэтому люди обращаются в другие медицинские организации. Финансирование сейчас подушевое: больница получает деньги на прикреплённое население, но большую часть средств при таком положении вещей приходится отдавать тем медорганизациям, куда люди обращаются за медицинской помощью. Для устранения этого дисбаланса руководство министерства нацелено на создание территориальных медицинских объединений. Это хорошая инициатива. Например, к нашей больнице, полностью укомплектованной современным оборудованием и квалифицированными специалистами, прикрепили несколько районных больничек — получилась единая медицинская организация с единой финансовой системой. Пациенты будут обслуживаться в рамках этого территориального объединения, следовательно, деньги остаются в нашем кармане, а это даёт дополнительные возможности развиваться.

— Как вы, опытный руководитель, оцениваете результаты реформирования регионального здравоохранения?

— В последнее десятилетие система здравоохранения находится в постоянном хроническом реформировании. Модернизация здравоохранения дала одноразовый вброс: закупили оборудование, подготовили врачей, крыши отремонтировали в больницах, окна вставили… А дальше что? Оборудование уже устарело и требует замены, а её нет, так же как нет и финансов. То же и с кадрами: кто-то ушёл на пенсию, кто-то переехал в другой регион. Это скорее не реформирование, а реанимация здравоохранения. Организационная же структура практически не претерпела никаких изменений, оставшись, по сути, такой же, как в советский период.

Как главный профпатолог Министерства здравоохранения Забайкальского края могу сказать, что в процессе хронического реформирования самый значимый контингент — работающие во вредных и опасных условиях труда, которые обеспечивали экономическое процветание страны, — остался без оказания медицинской помощи. Единственной формой медицинского обеспечения для этого слоя населения стали предварительные и периодические профессиональные осмотры. Если раньше существовали специальные медико-санитарные части, то сейчас, к сожалению, этого нет. При этом условия труда с каждым годом не улучшаются, а ухудшаются, что оказывает отрицательное влияние на здоровье населения. На мой взгляд, сегодня мы должны перейти от реформирования к планомерному развитию всей системы здравоохранения, адаптировать её к существующим социально-экономическим условиям и выделить наиболее приоритетные направления, в которые необходимо вкладывать финансовые средства. Это, в первую очередь, профилактика заболеваний — как инфекционных, так и неинфекционных. Нужно понимать, что как бы мы ни реформировали систему здравоохранения, мы никогда не добьёмся желаемых результатов, пока не будут решены многие другие вопросы: проблемы экологии, питания, труда и отдыха, здорового образа жизни населения. Необходимо всерьёз заняться искоренением таких пороков, как наркомания, алкоголизм, курение.

В законах, касающихся здоровья, у граждан России больше прав, чем обязанностей. Поэтому требуется принятие нормативных документов, которые бы в определённой степени обязывали население заниматься своим здоровьем и нести ответственность за это. Например, к стоматологу каждый должен явиться два раза в год, но человек обращается к врачу (и не только данного направления), когда уже необходимо серьёзное, дорогостоящее лечение. В результате государство несёт колоссальные затраты, а мы не можем добиться ничего, что касается индивидуального здоровья, так как не имеем рычагов воздействия. «Что такое хорошо и что такое плохо» — вот чему должны учить ребёнка в семье и школе, прививая понимание ценности здоровья, ценности жизни.

— Почему одни больницы успешные, другие — нет? У одних есть деньги на покупку дорогостоящего оборудования и создание комфортных условий для врачей и пациентов, а другие едва сводят концы с концами?

— Приведу слова Ленина: «Руководить — значит предвидеть». Это актуально до настоящего времени для всех сфер народного хозяйства: экономики, бизнеса, политики. В сфере здравоохранения это актуально особенно. Любые просчёты здесь обязательно скажутся не только на здоровье населения, но и на всём, что связано с человеческим фактором. Главный врач должен быть на голову выше любого врача медицинской организации, которой он руководит. Профессионально разбираться в вопросах организации медицинской помощи, в вопросах экономики, в вопросах финансово-хозяйственной деятельности.

Проблемы в здравоохранении зачастую связаны не с недофинансированием, а с неэффективным управлением финансовыми ресурсами. У нас накоплен огромный опыт грамотного хозяйствования, который позволил создать финансовую «подушку безопасности». Теперь я могу, например, без проблем купить несколько компьютерных томографов и отдать их в район, но это не позволяет сделать существующая система расходования средств ОМС. Своим опытом мы готовы делиться с коллегами.

Начинать положительные перемены нужно здесь и сейчас, ведь будущее должно быть заложено в настоящем. Несколько лет назад сотрудники больницы высадили несколько сотен саженцев на территории. Сейчас это чудесный парк, где любят гулять наши пациенты. Деревья уже достаточно высокие. Будут меняться поколения медицинских работников, а парк с каждым годом будет хорошеть. Но мы заложили его сегодня. То же самое происходит в любой медицинской организации — необходимо в первую очередь сохранить то, что мы имеем сегодня, и с каждым годом развивать это в соответствии с требованиями времени. В этом и заключается залог успеха: сохраняем то, что имеем, и приумножаем: реформируем службы, закупаем оборудование, готовим кадры… В результате наша больница на самом высоком уровне, начиная от сторожки и заканчивая помещениями подразделений.

— Николай Ильич, где черпаете силы для нелёгкой рутинной работы?

— Когда работа занимает всё время, происходит эмоциональное выгорание. Для меня важен семейный очаг, поддержка близких. Мне повезло с супругой — мы вместе и на работе, и дома. У нас прекрасные дети и замечательные внуки, для которых стараюсь быть не только главой семейства, но и другом, с которым можно доверительно обсудить любые темы. Вот младший внук Артём нынче пошёл в первый класс и жалуется, что всё, чему учат, ему давно известно. Узнаю в нём себя: пошёл учиться в пять лет — окончил школу в пятнадцать, так как в каникулы успевал освоить программу следующего класса. Поступил в институт, а паспорта ещё нет, поэтому были сложности с заселением в общежитие и получением денежных переводов от родителей.

Другой целительный ручей, откуда беру вдохновение, — это увлечения, которых у меня немало: пчеловодство, фотография, охота и рыбалка, спортивная стрельба. Люблю красивое оружие — собрал хорошую коллекцию. Стреляю метко, я же Стрелец, а Стрельцы — везде Стрельцы. А ещё с детства люблю строить ракеты. Когда ракета с шипением отрывается от стартового стола, растворяясь высоко в облаках, душа ликует: в этот момент снова чувствую себя десятилетним пацаном, влюблённым в небо. Родители хотели, чтобы я был лётчиком, отец выписывал мне специальные журналы, и я знал все марки самолётов. И товарищи были уверены, что стану лётчиком, а я поступил в медицинский. Но мама и отец никогда ничему не препятствовали, поддержали и в этом решении. Почему мне легко идти по жизни? Потому что у меня есть хорошая книга жизни, написанная родителями. Всю жизнь листаю её страницы и нахожу ответы на все вопросы. Эту книгу, дополненную моим опытом, я передам своим детям и внукам. И такая книга жизни должна быть у каждого.