×

Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Психиатрическая больница № 4 им. П.Б. Ганнушкина: многофункциональный подход к каждому больному, обеспечиваемый полипрофессиональной бригадой специалистов №5(76), 2015 год

Ольга Киц-Ковязина

Психиатрическая больница № 4 им. П.Б. Ганнушкина, расположенная в Восточном административном округе, один из старейших стационаров данного профиля в столице. Свою историю медицинское учреждение ведёт с 1904 года от филиала Преображенской больницы. Начиналось оно с одного здания, где могло разместиться 80 больных. Сегодня в ГБУЗ ПКБ № 4 ДЗМ функционирует 18 клинических отделений общепсихиатрического профиля и четыре геронтопсихиатрических отделения. За год лечение здесь проходят около 11 тыс. человек. О том, как должна выглядеть современная психиатрическая помощь, мы поговорили с главным врачом больницы Андреем Нарышкиным.

— Хочу поблагодарить журнал «Кто есть кто в медицине» за искренний интерес к нашей специализации, — начал разговор Андрей Владимирович. — Мы, психиатры, очень хотим быть открытыми. Тема психообразования сегодня приобретает всё большую значимость, поскольку оно является одной из основных составляющих комплексного лечения. Мы хотим снять существующую стигму, социальную печать, которая лежит на наших пациентах. Именно поэтому на базе нашей больницы постоянно идут циклы занятий и лекций для любых заинтересованных лиц.

— Андрей Владимирович, много ли тех, кому нужно психообразование?

— Давайте посчитаем. Людей с тяжёлыми психическими расстройствами примерно один процент от всего населения. Кажется, немного, но это один из ста. У них всегда есть родственники, близкое окружение — и эти люди ищут знания о том, как им общаться с «человеком дождя», как создать для него специальные оптимальные условия. Кроме этого, ещё пятнадцать процентов населения нуждается в хорошей консультативной помощи психиатра, психотерапевта или клинического психолога. В этой категории немало тех, кто обращается в поликлинику с неподтверждёнными болями в сердце, позвоночнике и многими другими жалобами, которые сейчас называют психосоматикой. Маскированные депрессии встречаются примерно у пятой части всех пациентов, которые дожидаются приёма терапевта. Вот и получается, что не менее восьмидесяти процентов населения заинтересовано в психиатрических познаниях. Наш учитель Пётр Борисович Ганнушкин, имя которого носит больница, уже более ста лет назад говорил, что психиатрия должна выйти из стен стационара, а знания, накопленные в этой области, нужны государству в целом.

— Психиатрия, в отличие от других направлений, одна из консервативных областей медицины: новые методы лечения внедряются далеко не каждый год, меняются лишь препараты. Какова сегодня эффективность стационарного лечения больных?

— Раньше считали, что ещё чуть-чуть — и будет изобретено лекарство, которое сразу решит все проблемы душевных расстройств. Но этого не произошло. Зато врачи пришли к правильному убеждению: никакой эффективности психиатрического стационара без дополнительных составляющих быть не может. Длительность лечения среднего приступа около полугода. Если пациент проведёт столько времени в стационаре, это принесет ему пользу? Конечно, нет. Наберётся много негативных факторов, проявится так называемый госпитализм — совокупность психических и соматических нарушений. Пациент, находящийся в оранжерейных условиях, элементарно забудет, как сходить в булочную. Его адаптация к обычной жизни займёт много времени. Поэтому воздействовать нужно не только с биологических позиций, но и с позиций психологической, социальной и государственной. И здесь не обойтись без бригады, где на каждое направление есть профессионал-специалист. Главным остаётся врач-психиатр, он ведёт общую координацию лечебного процесса. Помогают ему врач-психотерапевт и клинический психолог. А на подхвате у них социальный работник, ведь у наших больных целый шлейф проблем: неудачные сделки в болезненном состоянии, утрата жилища, нежелание и невозможность оформить пенсионное обеспечение, собрать необходимые документы. Часто пациенту нужна консультация юриста, и этот специалист должен быть в команде. Получается, мы закладываем многофункциональный подход к каждому больному.

— У вас уже создана подобная система?

— Да, мы её отлаживаем. При оптимизации здравоохранения, когда объединялись поликлиники и диагностические центры, больница получила новый потенциал преемственности. У нас в единый холдинг вошли стационар, участково-амбулаторная служба, дневной стационар. В будущем планируем создать ещё и стационар ночного пребывания. Так что идеальный вариант лечения выглядит сейчас так: участковый врач направляет пациента в дневной стационар с целью прервать только начавшийся приступ. Если не получилось, речь пойдёт о стационаре полного пребывания. Госпитализация становится кратковременной и длится ровно столько, сколько нужны психиатрические стены. Сейчас срок пребывания в больнице в среднем 35 дней. Мы стараемся пациента как можно быстрее выписать на долечивание, например, в дневном стационаре. Получается обратный поток.

— Количество коек в последнее время сократилось или увеличивается?

— Сегодня стационар рассчитан на 1050 коек, к концу года останется тысяча, что вполне оптимально при современной структуре оказания помощи. Это на треть меньше, чем ещё пять лет назад. За год через больницу проходят 11 тысяч пациентов. Психиатрия работает по территориальному закреплению, к нам относятся Северный и Северо-Западный округ, это около двух миллионов человек. Также в нашу больницу экстренно госпитализируют пациентов из Зеленограда, это ещё 250 тысяч. И всё это вместе лишь половина всех случаев, потому что по скорой мы принимаем всех, кто на момент острого состояния не имеет при себе документов, удостоверяющих личность. Большинство госпитализаций проводится по экстренным и неотложным показаниям в связи с острыми и тяжёлыми психическими расстройствами.

— Андрей Владимирович, есть ли у вас в больнице услуги на платной основе?

— Мы делаем в этом направлении только первые шаги. Можем, например, предоставлять услуги в плане дополнительного ухода и реабилитации для пожилого контингента с психическими расстройствами, паллиативную помощь. Кроме этого, планируем развивать консультативную помощь. Ввиду нехватки специалистов нашего профиля в регионах, многие едут в столицу, чтобы выработать стратегию, скорректировать медикаментозную терапию. И тут мы можем помочь. А в поддержку всем остальным — наши сезонные школы с лекциями, которые бесплатно проводят психотерапевты больницы. Я считаю, нужно менять отношение к психическому здоровью на уровне государства. Ведь в нём залог будущего нации, человеческого капитала страны.

История и современность
Психиатрическая больница ведёт свою историю с 1904 года, в 1931 году она выделилась в самостоятельное учреждение из Московского института психоневрологии, в 1936 году ей было присвоено имя выдающегося русского психиатра П.Б. Ганнушкина, которое больница носит и в наши дни. В 1975 году при психиатрическом учреждении был открыт музей, в котором собраны экспонаты, рассказывающие об истории создания больницы. Сегодня в структуре больницы имеются стационарзамещающие структуры дневного пребывания на 150 мест, четыре амбулаторных филиала — психологические диспансеры № 3, 4, 5, 17, объединённое медико-реабилитационное отделение с возможностью проведения психореабилитационных воздействий на всех этапах оказания помощи по принципу следования за пациентом. В Психиатрической больнице № 4 им. П.Б. Ганнушкина опытные и высококвалифицированные врачи осуществляют специализированную помощь больным с психическими и психоневрологическими расстройствами, используя при этом современные методы лечения как медикаментозного, так и немедикаментозного характера.