Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

ФГБОУ ДПО СПб ЦПО ФМБА России исполняется 25 лет №3(67), 2014 год

Екатерина Новотроицкая

За это время здесь накоплен огромный педагогический и методический опыт повышения квалификации средних медицинских работников. С момента создания учреждение возглавляет Ирина Бахтина. Её интервью стало интересной лекцией, давшей много дополнительного о дополнительном образовании. Ведь о своём коллективе и работе Центра опытный педагог и руководитель смогла рассказать, приводя в пример испытанную английскую педантичность и, казалось бы, не связанную с ней русскую народную мудрость.

— Ирина Сергеевна, какие события вы можете отметить как наиболее весомые в период 25-летнего становления и развития Центра?

— Говоря о развитии, нужно помнить и о первых днях. Поэтому расскажу об издании в 1988 году Приказа Минздрава СССР об организации филиала училища повышения квалификации для средних медицинских работников, который был изначально структурным подразделением КБ № 122 им. Л.Г. Соколова ФМБА России. Следующим важным этапом в развитии Центра считаю 1991 год, когда училище получило самостоятельный статус. Дальнейший прогресс связываю с 1994–1995 годами, периодом бурного развития инициатив по подготовке программ повышения квалификации по заявкам работодателей. Кстати, это совпало с проведением Игр Доброй воли — нам было доверено разработать программы и провести профессиональную переподготовку кадров с учётом требований медицинского обслуживания иностранных граждан. Следующий этап датируется 1998 годом, когда наши устремления были связаны со стандартизацией СПО и созданием программ повышенного уровня для медицинских сестёр-организаторов. Потом был 2000 год и создание собственного сайта, что стало точкой отсчёта для внедрения дистанционных программ обучения. Следующий этап обозначаю как смену тактики в связи с актуализацией обучения и направлением его в русло практико-ориентированного подхода. Невозможно учить медицинскую сестру только теории, ведь эта профессия связана с «рукоделием». Первые практические шаги по созданию отдела внутрикорпоративного обучения медицинских сестёр были предприняты именно на базе КБ № 122, а в 2012 году у нас открылась собственная симуляционная лаборатория.

В условиях сегодняшней реформы системы ДПО мы также занимаем передовую позицию. Горды тем, что с самого начала мы всегда были пионерами на всех этапах разработки новых подходов с целью обеспечения качества обучения средних медицинских работников.

— А что изменилось за последние годы в направлении повышения качества дополнительного профобразования специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием?

— Я склонна к мнению, что всё в этом мире развивается по спирали. Очередной виток связан с тем, что сейчас востребованы более динамичные решения для получения знаний, умений и навыков практикующих работников среднего медицинского звена. Поясню: в настоящее время необходимо постоянно поддерживать уровень квалификации, потому что быстро устаревает не только оборудование, но и, соответственно, полученные знания. Сейчас, с вступлением нового закона «Об образовании», все инициативы, которые мы как первопроходцы осуществляли на пилотных объектах (накопительная система повышения квалификации, дистанционные формы и т.д.) в виде эксперимента, наконец, обрели силу закона. Наше учреждение всегда было и остаётся на гребне волны. Первым быть сложно, но почётно.

— Как вам удаётся в течение десятилетий удерживать высокую планку на современной арене ДПО?

— Здесь на ум приходит народная мудрость: не красна изба углами, а красна пирогами. Образно это, конечно же, наш эффективный коллектив, который и обеспечивает эту высокую планку.

Мы постоянно работаем над уровнем квалификации своих преподавателей и в данном контексте сотрудничаем не только с медицинскими учреждениями, но и с образовательными организациями из других сфер экономического развития, например, с Союзом ДПО.

Для того чтобы в коллективе каждый чувствовал свою значимость и востребованность, мы создаём все условия. У нас постоянно обновляется парк компьютерной техники, средства визуализации информации, есть доступ в Интернет. Активно работает международный отдел, на регулярной основе организовываются зарубежные стажировки, в том числе участвуем в международных конференциях и конгрессах.

Высокую планку также нельзя удерживать без получения обратной связи. То есть ещё одной важной составляющей успеха является поддержание собственной актуальности с точки зрения запросов и образовательных потребностей, исходящих со стороны заказчиков. Для этого на регулярной основе мы проводим исследования потребности в тех или иных программах дополнительного образования у заказчиков, сотрудничая с базами практического обучения как на территории города, так и по всей стране. На своей базе мы реализуем программы индивидуальных и групповых стажировок для отечественных и зарубежных специалистов.

Мобильность Центра и интерес к мнению заказчиков позволяют ориентироваться на рынке образовательных услуг и, соответственно, своевременно разрабатывать новые образовательные программы. Приведу в пример последние разработки: Программа по менеджменту раны, Программа подготовки младших сестёр милосердия, реализуемая с Русской Православной церковью. Есть потребность обучения работников, которые не имеют прямого отношения к медицинским знаниям: сотрудники клининговой службы, медицинские регистраторы, дезинфекторы.

— Психологи утверждают, если руководитель хочет иметь эффективный коллектив, он должен подбирать кадры по принципу: каждый человек соответствует занимаемой должности и каждая должность — занимающему её человеку. Какие люди работают у вас?

— Традиционно в нашей стране сложилось, что именно врачи были учителями для медсестёр, но появление высшего образования по специальности «Сестринское дело» позволило подготовить когорту достойных специалистов, способных обеспечивать знаниями своих коллег. Отмечу, что в нашем составе около 60 % работников из числа медицинских сестёр, первоначально получивших базовую подготовку, практику сестринского дела, а потом и университетскую подготовку в этой же сфере. Да, эта часть коллектива не имеет педагогического образования. Но этот баланс у нас восполняется содружеством представителей сестринского сообщества с умами высшей школы, работающими также в наших стенах.

Стремление к гармонии прослеживается и в желании развивать способности наших преподавателей. Приведу пример интересной английской методики по планированию дорожек на газоне. Прежде чем их проложить, англичане, со свойственной им педантичностью, засевают газон и наблюдают, как формируются направления будущих дорожек. Точно так же мы изучаем своих преподавателей на предмет их склонностей, наблюдая за их интересами, которые могут вылиться в талант.

— Система ДПО сегодня стоит на пороге существенного обновления. В здравоохранении основной вектор направлен на развитие системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров. Какие стратегические задачи поставлены перед вашим Центром?

— Основные стратегические задачи связаны на сегодня с пересмотром приказов, которые регламентируют процесс повышения квалификации и допуска медицинских работников к профессиональной деятельности. Сейчас узаконены более короткие промежутки и модульный подход в повышении квалификации средних медицинских работников. Ещё один нюанс: в других секторах экономического развития повышение квалификации отдано на откуп работодателю, но если говорить о такой чувствительной зоне как здравоохранение, то в 82-й статье закона «Об образовании» указаны особые условия, а именно: к программам дополнительного образования мы должны прописать в ряде направлений федеральные государственные требования. Речь идёт о длительных обучающих программах. А вот что касается коротких программ, то моё мнение таково: здесь нельзя жёстко стандартизировать подходы. Доказательство в простом факте: сегодня мы обучили медсестру работать на определённом аппарате, а уже, допустим, через два года меняется методика — и в этих условиях мы попросту не успеем стандартизировать программу обучения. Поэтому сегодня мы занимаемся разработкой предложений по программам профессиональной переподготовки с дальнейшей подачей их на рассмотрение в Минздрав РФ.