×

Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

СПб МТК: новая модель обучения №2(52), 2011 год

М.М. Власова, и.о. директора ФГОУ СПО «Санкт-Петербургский медико-технический колледж» ФМБА России

Санкт-Петербургский медико-технический колледж – самое новое образовательное учреждение в системе ФМБА России. При этом колледж имеет более чем 100-летнюю историю, тысячи специалистов, работающих в стране, считают его своей alma mater. А в этом году в МТК был отпразднован 40-летний юбилей с начала подготовки специалистов по медицинской оптике, в чем колледж приобрел статус безусловного лидера – преподавательский коллектив стал разработчиком образовательного и профессионального стандартов, без выступлений сотрудников отделения не обходится ни одна конференция, посвященная оптической коррекции зрения, лучшие оптические сети отбирают специалистов еще на стадии обучения.

Ярким прорывом в среднем профессиональном образовании явилась победа в конкурсе государственных учреждений НПО и СПО, внедряющих инновационные образовательные программы, результатами которой стало самое совершенное техническое оснащение и становление уникальной программы социального партнерства между колледжем и крупнейшими представителями оптического бизнеса. Сегодня учреждение располагает 22 аудиториями, оснащенными медицинской аппаратурой последнего поколения. Ведущие производители оптической техники предоставили лучшие образцы своей продукции для обучения студентов. Среди фирм, обеспечивших и поддерживающих статус колледжа, лидеры отрасли — «Счастливый Взгляд», Carl Zeiss, Гранд Вижн, «Невская оптика», Seiko, Essilor, Campanella, Компания МОК, Siba Vision и многие другие.

Вследствие программы глобальной реорганизации федеральных образовательных учреждений, проводимой в последние 15 лет, в структуру колледжа вошли: училище при Бассейновой больнице им. Чудновского, имеющее колоссальный опыт подготовки элиты среднего медицинского персонала — судовых фельдшеров; медицинский колледж при СПб педиатрической академии — лидера подготовки медицинских сестер для детских ЛПУ и медицинское училище при СПб ГМА, привнесшее дух Санкт-Петербургской (ленинградской) академической школы.

С 2009 г. Санкт-Петербургский медико-технический колледж вошел в структуру Федерального медико-биологического агентства и с первого дня включился в работу по подготовке медицинских кадров. С 2010 г. открылся целевой набор на все специальности колледжа по направлениям ведомственных медицинских учреждений. Сегодня в нем учатся студенты из Трехгорного и Лесного, Соснового Бора и Лермонтова. Безусловно, специальности медицинской сестры и фельдшера в большинстве случаев можно получить и ближе к дому, но возможность обучаться в Северной столице на базе ведущих клиник, в числе которых КБ № 122 им. Соколова, ЦМСЧ № 38 ФМБА России и др., оказалась очень востребованной у коллег из отдаленных регионов. Не последнюю роль сыграло и наличие общежития, расположенного в одном из знаменитейших городов-музеев, городе фонтанов Петродворце. В 2010 г. студенты, поступающие по целевому набору, приезжали для обучения на отделениях «Сестринское дело» и «Лечебное дело», в 2011-м есть заявления на «Медицинскую оптику».

Колледж также готов предоставить возможность временного поселения в общежитии группам студентов и школьников, коллективам медучреждений ФМБА России и прикрепленных предприятий, приезжающим в Санкт-Петербург с туристическими целями. Более красивого места в мире нет.

Основные же стратегические планы МТК связаны с образованием средних медицинских работников подведомственных учреждений. Колледж активно включился в систему последипломного образования ведомственных учреждений. Причем особый интерес вызывают программы профессиональной переподготовки по специальности «Организация сестринского дела» (для старших медицинских сестер, которые по современному законодательству должны иметь повышенный уровень обучения) и программа переподготовки медицинских сестер по специальности «Лечебное дело» с присвоением квалификации «фельдшер». Наряду с этими, без сомнения, эксклюзивными программами, колледж реализует и более привычные программы усовершенствования по всем специальностям, предусмотренным для средних медицинских работников.

Также в планах колледжа — издание методической и справочной литературы, разработка программ повышения квалификации, развитие социально ориентированных программ.

МТК ориентирован на развитие:

– человеческого капитала преподавателей, являющихся уникальным источником знаний, особенно в области медицинской оптики и оптометрии, и создания соответствующих баз знаний и научных школ;

– человеческого капитала студентов, являющихся в первую очередь целевой аудиторией ФМБА России, как ключевого ресурса ведомства, обеспечивающего восстановление и развитие здоровья не только персонала отрасли с особо опасными условиями труда, но и всех граждан России.

Первым шагом на этом направлении станет создание Центра развития среднего медицинского образования, который начнет свою работу с сентября 2011 г. Его создание обусловлено переходом медицинского образования на федеральные образовательные стандарты нового поколения, что в свою очередь связано с введением в России образовательных принципов Болонского соглашения. Новая модель обучения впрямую коснется не только студентов нового набора, но и практиков — сформулированное понятие «профессиональная компетенция специалиста» ляжет в основу последипломного обучения, сертификации и аттестации всех медицинских работников. Хотя проект ориентирован в первую очередь на преподавателей клинического сестринского дела, он будет необходим и администраторам, отвечающим за уровень квалификации и внутрикорпоративное обучение среднего медперсонала.

С осени стартует проект «Доказательная сестринская практика», направленный на распространение знаний, базирующихся на принципах evidence-based nursing — сестринской помощи, основанной на доказательствах. Проект включает издание серии справочных изданий, выполненных в формате best practice (лучшие практики); основанных на принципах EBN и самых современных достижениях мировой науки в области сестринского дела. Издание пилотных тиражей намечено на конец осени. Вторая составляющая проекта — серия образовательных семинаров, посвященных как теории доказательной медицины, так и ее реализации в системе пациентоориентированной сестринской помощи.

Итогом реализации проекта станет ежегодная конференция, посвященная современным технологиям сестринской деятельности и лучшим инновациям, разработанным для улучшения качества работы медицинских сестер. Следуя общим принципам работы колледжа, она также будет предусматривать дистанционное участие.

Стратегическое развитие колледжа в ближайшей перспективе предусматривает создание и реализацию Концепции информатизации, основанной на системном, процессном и программном подходах и обеспечивающей интеграцию колледжа в международные процессы E-Learning и E-Health. Уже сейчас, учитывая специфику медицинских учреждений ФМБА России, колледж разработал и реализовал модель дистанционного участия, которая посредством on-line трансляции через Интернет позволяет участвовать в работе семинаров коллегам, проживающим в самых отдаленных регионах страны.

Одной из важнейших стратегических задач колледжа уже в ближайшее время станет его участие в процессах популяризации значения медицинской оптики и оптометрии среди населения, в органах государственной власти и бизнеса.

Факты
Во все годы существования МТК им руководили неравнодушные и высокопрофессиональные директора: заслуженный учитель СССР А. Федоров, д.м.н., профессор И. Миннуллин, главный внештатный специалист по управлению сестринской деятельностью ФМБА России, директор ГОУ СПО «СПб ЦПО ФМБА России» И. Бахтина. Каждый из них внес весомый вклад в становление крупнейшего учебного заведения России. С июня 2011 г. и.о. директора назначена д.м.н., профессор Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. академика И.П. Павлова, врач высшей категории, лауреат Президентской программы, дипломированный специалист в области социального менеджмента и международной экономики М. Власова, ранее занимавшая пост начальника МСЧ № 144. Марина Михайловна – автор 211 научных работ,
6 монографий, 2 научно-популярных книг; награждена грамотами Правительства РФ, министра здравоохранения, знаками «Отличник здравоохранения», «Ветеран труда».
Основные направления стратегического развития колледжа, сформулированные новым руководителем, ориентированы на гармонизацию системы специального профессионального образования с принципами, изложенными в Сорбонской и Болонской декларациях. Интеграция колледжа в Единую международную систему знаний приобретет конкретный характер и станет полнее отвечать как реалиям России, стремящейся в ВТО, так и потребностям граждан. Новая стратегия основана на приоритетах Знания и Здоровья – ключевых составляющих индекса развития человеческого капитала (Human Development Index), являющегося важнейшим фактором социального развития, который может обеспечить всем ее гражданам необходимый уровень компетентности для ответа вызовам нового тысячелетия. Подход через HDI позволит соединить развитие образовательных программ с процессом стратегического развития России.