×

Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Эффективное здравоохранение: карельский вариант №7(36), 2008 год

Наталья Кириллова

Перед здравоохранением Республики Карелия поставлена стратегическая задача — сохранить и укрепить здоровье населения. Её решение позволит достичь социально значимых результатов: сохранения трудового потенциала, улучшения репродуктивного здоровья населения, сокращения прямых и косвенных потерь общества за счёт снижения заболеваемости и смертности посредством обеспечения населения доступной, качественной и бесплатной медицинской помощью, в том числе профилактической. Кроме того, на основе создания условий, благоприятных для рождения детей и содействующих снижению смертности, а также формирования у населения идеологии здорового образа жизни это должно привести к стабилизации численности населения республики. О том, что для всего этого делается, рассказывает Валерий Бойнич, министр здравоохранения Карелии.

— Первоочередная наша задача — обеспечить население республики доступной бесплатной медицинской помощью. Для её реализации мы осуществляем следующие мероприятия: совершенствование оказания первичной, специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи, увеличение видов и объёмов медицинской помощи, развитие выездных форм деятельности учреждений здравоохранения, создание сети филиалов государственных учреждений здравоохранения на территории муниципальных образований, развитие службы крови, улучшение обеспечения ЛПУ Карелии компонентами крови, укрепление специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи населению труднодоступных и удалённых территорий, создание условий для обеспечения жителей республики доступной бесплатной медицинской помощью в рамках реализации Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Республики Карелия бесплатной медицинской помощи, создание (в рамках республиканской целевой программы «Информатизация Республики Карелия на 2008–2012 годы») на базе ГУЗ «Республиканская больница им. В.А. Баранова» телемедицинской системы, телемедицинских пунктов на базе ГУЗ «Детская республиканская больница», «Республиканский перинатальный центр» и ЦРБ республики, а также создание (в рамках той же республиканской целевой программы) Электронного паспорта здоровья населения республики на базе ГУЗ «Республиканская больница им. В.А. Баранова», «Детская республиканская больница» и «Республиканский перинатальный центр».

У нас продолжается работа по реструктуризации объёмов медицинской помощи всех видов, по сокращению и перепрофилированию коечного фонда, внедрению и совершенствованию стационар-замещающих и ресурсосберегающих технологий.

Для повышения доступности медицинской помощи созданы и эффективно функционируют филиалы ГУЗ «Республиканская больница им. В.А. Баранова» в Пряжинском и Сортавальском районах. Принято решение создать филиалы государственных учреждений здравоохранения в Олонецком районе. В посёлке Пиндуши Медвежьегорского района для оказания реабилитационной помощи больным наркологического профиля создан филиал ГУЗ «Республиканский наркологический диспансер». В 21 учреждении первичного звена здравоохранения республики успешно функционирует модель общей врачебной практики, открыты четыре отделения ВОП в городских поликлиниках. В настоящее время в республике работают 29 врачей общей практики. Анализ деятельности ВОП в районах республики и в Петрозаводске свидетельствует об эффективности данной формы работы при оказании первичной медицинской помощи. Так, на территориях, закреплённых за врачами ВОП, отмечено уменьшение количества вызовов «Скорой помощи», снижение на 4 процента обращаемости пациентов к узким специалистам в районных поликлиниках, повышение качества профилактической работы, что подтверждается ростом на 10 процентов выявляемости на ранней стадии больных артериальной гипертензией и снижением числа осложнений при сахарном диабете.

В 2008 году Республика Карелия вошла в перечень субъектов Российской Федерации, для которых Федеральным медико-биологическим агентством в 2008 году осуществляется закупка оборудования в целях обеспечения мероприятий по развитию службы крови. Это предполагает поставку оборудования для заготовки, переработки, хранения и обеспечения безопасности донорской крови и её компонентов, компьютерного и сетевого оборудования с лицензионным программным обеспечением для создания единой информационной базы по реализации мероприятий, связанных с обеспечением безопасности донорской крови и её компонентов, развитием, организацией и пропагандой донорства крови и её компонентов.

Ещё один немаловажный аспект деятельности республиканских ЛПУ — обеспечение медицинской помощью детей и беременных женщин. Выполнение данной задачи предусматривает обеспечение государственных гарантий по охране здоровья детей и беременных женщин, приоритетность профилактической работы в комплексе мер по охране здоровья детей, совершенствование системы оказания медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и послеродового периода и новорождённым. Всё это направлено на снижение показателей материнской, младенческой и детской заболеваемости и смертности, а также на предупреждение инвалидности у детей. Для этого мы осуществляем мониторинг с целью выявления беременных женщин групп высокого риска и обеспечения их специализированной медицинской помощью путём создания регистра беременных женщин на базе ГУЗ «Республиканский перинатальный центр». Кроме того, для совершенствования оказания медицинской помощи при беременности и родах, а также новорождённым детям мы внедряем в деятельность родовспомогательных учреждений современные перинатальные технологии.

В частности, мы осуществляем дальнейшее совершенствование пренатальной диагностики беременных на врождённые и наследственные заболевания внутриутробного плода: увеличиваем объёмы обследования женщин на биохимические маркеры наследственных и врождённых заболеваний внутриутробного плода, приобретаем современную диагностическую УЗ-аппаратуру, совершенствуем инвазивную пренатальную диагностику, обеспечиваем нуждающихся детей от рождения до трёх лет бесплатными специализированными молочными продуктами детского питания; оснащаем учреждения детства и родовспоможения современным медицинским оборудованием. Кроме того, повышаем доступность специализированных видов медицинской помощи, в том числе посредством внедрения телемедицинских технологий, совершенствуем выездные формы работы, в том числе выездной реанимационной бригады для новорождённых. И конечно же, мы интенсивно проводим профилактику, включая диспансеризацию детей, массовое обследование новорождённых на наследственные заболевания, а также предупреждение заболеваний, управляемых средствами вакцинопрофилактики.

В результате уже в 2007 году в республике был сохранён низкий уровень материнской смертности — 13,7 на 100 тысяч живорождённых (в том числе один непредотвратимый случай). Уровень младенческой смертности снизился до 7,2 на 1000 родившихся живыми, а уровень смертности детей от одного года до четырёх лет — до 53,6 на 100 тысяч человек соответствующего возраста. Значительное снижение уровня смертности отмечено среди детей от 10 до 14 лет — 29,0 на 100 тысяч человек соответствующего возраста. За счёт улучшения состояния здоровья беременных женщин и повышения эффективности работы учреждений родовспоможения до 39,6 процента увеличилась доля нормальных родов. В связи с сохраняющимся ростом заболеваемости детского населения доля здоровых детей I– II групп здоровья составила 78,7 процента, однако удельный вес детей I– II групп здоровья в общей численности школьников вырос до 77,6 процента. До уровня 2,9 на 1000 человек снизилось число детей с впервые установленной инвалидностью.

— Что ещё вы предполагаете сделать?

— Задач стоит немало. Во-первых, мы намерены обеспечить всё население республики высокотехнологичными видами медицинской помощи. Во-вторых, мы поставили перед собой задачу — поднять на качественно новый уровень медико-санитарное обеспечение населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Для этого мы повышаем готовность службы медицины катастроф к ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, создаём резервы медикаментов и медицинского имущества, материально-технических ресурсов (комплектуем формирования и учреждения медицинской аппаратурой и оборудованием, а также транспортом, средствами связи и защиты, приборами разведки, спецодеждой и другим необходимым имуществом) и организуем рациональное их использование.

При ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мы обеспечиваем также экстренные поставки лекарственных средств, наличие высокопроходимого транспорта и возможность использования авиационного транспорта. И наконец, мы организуем подготовку специалистов клинического и профилактического профиля, среднего медицинского персонала к работе при ликвидации последствий ЧС.

— Что предпринимается в вашей республике для снижения уровня заболеваемости населения социально значимыми заболеваниями?

— Мероприятия по решению данной задачи осуществляются в рамках реализации подпрограмм «Сахарный диабет», «Туберкулёз», «Инфекции, передаваемые половым путём», «Вакцинопрофилактика», «Анти-ВИЧ/СПИД» и «Артериальная гипертония» федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007–2011)» и подпрограмм «Неотложные меры борьбы с туберкулёзом», «Вакцинопрофилактика», «Развитие сердечно-сосудистой хирургии», «Сахарный диабет», «Развитие онкологической помощи», «Предупреждение распространения ВИЧ-инфекции» и «Профилактика и лечение артериальной гипертонии» республиканских целевых бюджетных программ «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями в Республике Карелия на 2005–2008 годы» и «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями в Республике Карелия на 2009–2011 годы».

— Валерий Дмитриевич, расскажите, посредством чего вы повышаете качество медицинской помощи?

— В первую очередь для достижения этой цели у нас в республике разработана и внедрена Единая система стандартизации в области лекарственного обеспечения и оказания медицинской помощи. Кроме того, мы поставили задачу — обеспечить эффективное взаимодействие органов управления здравоохранением всех уровней республики, Карельского территориального фонда обязательного медицинского страхования и страховых медицинских организаций. И конечно же, в работе учреждений здравоохранения Республики Карелия мы используем только технологии с доказанной эффективностью и безопасностью для пациентов, учитывая при этом экономическую целесообразность их применения. В деятельность ЛПУ республики внедряем программное обеспечение контроля за качеством медицинской помощи. Разрабатываем и внедряем систему защиты прав граждан на получение медицинской помощи в гарантированном объёме и надлежащего качества, оказываем организационно-методическую и практическую помощь учреждениям здравоохранения муниципальных образований. Осуществляем комплекс мероприятий, направленных на повышение общественного статуса врача и привлекательности профессии медицинского работника. Ну и, конечно, мы улучшаем материально-техническую базу учреждений здравоохранения республики и оснащаем их современным диагностическим, лечебным оборудованием и санитарным транспортом.

— Как обстоят у вас дела со снижением смертности? Расскажите о профилактике в Республике Карелия неинфекционных заболеваний и формировании у населения здорового образа жизни.

— Для достижения социально значимых результатов в указанной сфере нам необходимо снизить уровень смертности от основных её причин. К ним мы относим в первую очередь болезни системы кровообращения. Республика Карелия вошла в перечень субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации мероприятий по совершенствованию медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями. В республике создана система оказания медицинской помощи этой категории больных, что позволит внедрить эффективные методики лечения, обеспечить своевременность и преемственность в лечении, достоверно улучшить исходы заболеваний, снизить инвалидизацию и смертность от указанных причин, в том числе в трудоспособном возрасте.

На решение задачи направлены следующие мероприятия. На базе ГУЗ «Республиканская больница им. В.А. Баранова» создан Региональный сосудистый центр, а на базе центральных районных больниц Медвежьегорского и Беломорского районов и Сортавальского филиала ГУЗ «Республиканская больница им. В.А. Баранова» открыты первичные сосудистые отделения для оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями. Развиваем службу медицинской профилактики, повышаем уровень информированности населения о факторах, влияющих на здоровье, расширяем спектр профилактических медицинских услуг и сеть школ здоровья для различных целевых групп населения.

Конечно же, реализация данной задачи требует формирования идеологии здорового образа жизни у жителей республики. Для этого мы развиваем межведомственное сотрудничество по формированию идеологии здорового образа жизни, гигиенического образования и воспитания.

— Вы чувствуете поддержку главы республики в вашей работе, в частности в реализации ПНП «Здоровье»?

— С.Л. Катанандов, глава Республики Карелия, уделяет большое внимание реализации на территории республики приоритетного национального проекта. По его инициативе и при его поддержке запланировано завершить реконструкцию главного корпуса МУЗ «Олонецкая центральная городская больница» и создать на его базе филиал ГУЗ «Республиканская больница им. В.А. Баранова» с оснащением современным медицинским оборудованием. Планируется также строительство оснащённых современным диагностическим оборудованием врачебных амбулаторий в различных районах Карелии, введение доплат работникам учреждений здравоохранения, создание в ГУЗ «Республиканская больница им. В.А. Баранова» единой республиканской кардиологической службы, оснащение учреждений здравоохранения современным медицинским оборудованием (в том числе, что особенно актуально для нас, отделений интенсивной терапии и реанимации), обеспечение санитарным транспортом.

Кроме того, по инициативе главы республики введены ежегодные единовременные вознаграждения (на конкурсной основе) работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения за высокий профессионализм и разработку и (или) внедрение инновационных диагностических и (или) лечебных технологий, а также выплаты единовременной компенсации врачам муниципальных учреждений здравоохранения, проживающим в сельской местности и отработавшим там по специальности не менее одного года в течение трёх лет после получения специальности.

 — Валерий Дмитриевич, каков ваш прогноз эффективности принимаемых в здравоохранении Карелии мер?

— Комплекс осуществляемых в здравоохранении республики мер направлен на укрепление состояния здоровья населения и формирование идеологии здорового образа жизни. Наша задача — воздействовать на управляемые факторы риска, прежде всего на факторы поведения — привычки, отношения и установки поведения людей — посредством широкой информированности и обеспечения активных форм участия самого населения. В конечном итоге всё это должно привести к существенному улучшению демографической ситуации в Карелии.

К 2011 году в результате реализации намеченных мероприятий мы планируем снизить уровень смертности трудоспособного населения республики до 885,8 на 100 тысяч человек. Смертность от болезней системы кровообращения намерены снизить к 2011 году до 840,0 на 100 тысяч человек, трудоспособного населения по этой же причине — до 300,0 на 100 тысяч человек, от внешних причин — до 280,0 на 100 тысяч человек. Планируем обучить основам здорового образа жизни до 25 процентов жителей Карелии, что, в свою очередь, будет способствовать увеличению ожидаемой продолжительности жизни до 65,85 лет (в 2008 году — до 65,77 лет).