×

Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Непрерывное профессиональное образование №5(25), 2007 год

Людмила Захарова

Одним из важных факторов, позволяющих повышать качество оказываемой медицинской помощи пациентам, является система непрерывного профессионального образования сестринского персонала. Наличие в структуре ЛПУ учебно-методического кабинета (УМК), оснащённого необходимыми методическими документами, литературой и пособиями для отработки практических навыков, а также современной оргтехникой, позволяет вывести этот процесс на новый уровень. «Сегодня мы ставим перед собой задачу — создать систему научно-методической службы сестринского дела в Омской области, — говорит президент Омской профессиональной сестринской ассоциации Татьяна Зорина. — Смотр-конкурс „ Лучший учебно-методический кабинет ЛПУ“ проводился с целью популяризации создания учебно-методических кабинетов по сестринскому делу. Кроме того, членами экспертной комиссии был проведён отбор наиболее интересных учебно-методических материалов и инновационных разработок для обобщения и распространения передового опыта».

К участию в конкурсе допускались все лечебно-профилактические учреждения, организовавшие учебно-методические кабинеты по сестринскому делу до 1 января 2007 года. При этом оценивались уровень организации работы кабинета, его роль в повышении профессиональной компетенции сестринского персонала, а также личный вклад медицинской сестры УМК в организацию работы кабинета.

В состав экспертной комиссии конкурса вошли пять человек: Т.А. Зорина, президент ОПСА (председатель комиссии); О.А. Бучко, старшая медицинская сестра консультативной поликлиники ГУЗ ОО «ОКБ», исполнительный директор, вице-президент ОПСА; О.В. Кулябина, методист-исследователь ГОУ ОО «ЦПК РЗ»; М.П. Верёвкина, заведующая методическим кабинетом ФГОУ «ОМК Росздрава», и В.В. Соловьёва, главная медицинская сестра ГУЗ ОО «Больница МЗ ОО».

Победители определялись по результатам экспертизы, с учётом общей суммы баллов, полученных в результате оценки следующих направлений деятельности кабинета:

— организационно-правовое обоснование деятельности УМК (наличие нормативной базы, приказа главного врача ЛПУ, положение об УМК, должностные инструкции медицинской сестры УМК); условия функционирования (помещение, наличие оргтехники, информационная база — наглядность, наличие методической литературы, мультимедийных материалов, выход в Интернет); состояние плановой документации, отражающей все направления деятельности (оформление, конкретность составления планов, научность, контроль выполнения);

— организация системы непрерывного образования в ЛПУ (школы «Наставничество», «Молодой специалист», «Стажированный специалист», школа резерва), методическая помощь медицинским сёстрам, обучающимся на ВСО и повышенном уровне; организация проведения техучёб, внутриотделенческих сестринских конференций, общебольничных семинаров, мастер-классов;

— наличие системы эффективного контроля профессиональной компетенции — тестирование, зачёты, контроль практических навыков, аттестация на рабочих местах (оценивался процент охвата сестринского персонала, количество и качество тестов и ситуационных задач);

— научно-исследовательская работа, внедрение сестринских инноваций, участие сестринского персонала в научно-практических конференциях, съездах, семинарах, конкурсах;

— издательская деятельность (наличие публикаций на уровне ЛПУ, региона, РФ).

По каждому из этих направлений члены экспертной комиссии выставляли определённое количество баллов. Кроме того, некоторым учреждениям эксперты поставили дополнительные баллы, в частности МУЗ «Саргатская ЦРБ» (старшая медицинская сестра УМК Н.В. Дизер) и ГУЗ ОО «СДТКБ» (старшая медицинская сестра УМК Е.П. Мунько) — за мультимедийную презентацию; ГУЗ ОО «ОД» (старшая медицинская сестра Н.В. Игнатченко) — за организацию Школы стомированных пациентов, МУЗ «ГК БСМП № 1» — за собственную газету и фотоальбом; МУЗ «ГДКБ № 3» (медицинская сестра УМК Е.Г. Балякина) — за организацию тестового контроля.

Как показали результаты работы экспертной комиссии, различия в уровне организации работы учебно-методических кабинетов ЛПУ, участвующих в конкурсе, существенны. Среди основных замечаний, высказанных в ходе экспертной оценки, — неконкретность составления планов работы кабинетов, в некоторых учреждениях совсем не практикуется такой эффективный способ отработки практических навыков, как мастер-классы, в некоторых не уделяется должное внимание контролю профессиональной компетенции сестринского персонала.

Впрочем, в тех учреждениях, где УМК только создаются, есть масса возможностей совершенствовать свою учебно-методическую деятельность и есть у кого перенять передовой опыт. Занявшие первые места ЛПУ показали действительно высокий уровень организации работы своих УМК. Им эксперты поставили максимальное количество баллов за наличие всей необходимой нормативной базы, состояние плановой документации, оснащение кабинетов. На высоком уровне в этих ЛПУ — проведение техучёб, «школ», контроль профессиональных навыков. В учреждениях, победивших в смотре-конкурсе, интенсивно внедряются сестринские инновации, медицинские сёстры успешно участвуют в конференциях и семинарах различного уровня, занимая призовые места, их работы публикуются в специализированных медицинских изданиях региона и Российской Федерации.

Победителям смотра-конкурса «Лучший учебно-методический кабинет ЛПУ» вручены памятные дипломы и ценные подарки:

ГУЗ ОО «Центр восстановительной медицины и реабилитации» (медицинская сестра УМК Н.Н. Ивахно) — диплом 1-й степени и ноутбук Fujitsu Siemens.

МУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 1» (заведующая УМК Е.А. Горкун) — диплом 2-й степени и ноутбук Toshiba.

ГУЗ ОО «Клиническая психи-атрическая больница им. Н.Н. Солодникова» (медицинская сестра УМК С.И. Ветвицкая) — диплом 3-й степени, специальный диплом «За организацию учебно-методического кабинета по психосоциальной реабилитации», персональный компьютер Samsung и факс-модем Zyxel OMNI.

МУЗ «Саргатская центральная районная больница» (старшая медицинская сестра УМК Н.В. Дизер) — специальный диплом «За новаторскую деятельность в организации учебно-методического кабинета» и факс-модем Zyxel OMNI.